?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Тут по телевизору сообщили о пользе сбора макулатуры. И даже месячник сбора вторсырья объявили.

А как с макулатурой обстояло дело в советское время?

Несколько лет назад, разбираясь в столе, нашёл вот это:
Photobucket

Если кто не в курсе, то это абонементы на право покупки соответствующей дифцитной книги за сданную макулатуру. Чтобы получить это высокое право, сдать надо было 20 кг (соответственно, на трёхтомник, например, А. Дюма "10 лет спустя" - 60 кг).
Началась вся эта эпопея под девизом: "Убей бобра Сдай 20 кг макулатуры - спаси дерево" в 1974 году с двух книг "всех времён и народов": "Королевы Марго" А. Дюма и "Женщины в белом" У. Коллинза.


Изначально талоны были другой формы: название книг на них не указывалось, они были достоинством в 5, 10 и 20 кг. разного цвета. Чтобы приобрести желанное произведение литературы мало было сдать 20 кг. Но надо было ещё разномастные талоны поменять на один - 20-ти килограммовый. А вот они-то в наличие были далеко не всегда. После этого необходимо было ловить момент, когда вожделенную книгу "выбросят" на прилавок в соответствующем отделе книжного магазина (далеко не во всех магазинах были такие отделы). А это не всегда удавалось. Например, "Королева Марго" так и прошла мимо меня...
Внешний вид талонов время от времени менялся. У них был строгий срок действия. У талонов, которые вы видите здесь в качестве иллюстрации, срок действия закончился 01 апреля 1987 г. Если не ошибаюсь, это талоны самой последней серии. В конце 80-х "макулатурное движение" прекратило своё существование.
Талоны пытались приравнять к ценным бумагам. Они были строго номерные, а на обратной стороне у них имелась надпись: "Подделка абонемента карается законом"!
Почему я не выкупил книги (и даже не досдал необходимые килограммы) по этим абонементам я уже не помню, но скорее всего, нормальные книги (а не только с.с. т.т. Брежнева и Суслова) стали более-менее свободно появляться на прилавках магазинов и необходимость в сдаче вторсырья отпала.
Очереди на сдачу макулатуры были колоссальные.
Возле дома у меня было два таких пункта.
Один во дворе дома № 3 по Нижнему Кисельному переулку

157285 Нижний Кисельный переулок Ilya Keytelgisser кон 90-х.jpg
Фото кон. 1990-х гг. Ilya Keytelgisser. Вон там слева арка виднеется перед вывеской.

А другой во дворе дома № 18 по Неглинной улице

8098 «Линейка» во дворе дома Ечкиных 1890-х.jpg
Фото 1890-х гг. «Линейка» во дворе дома Ечкиных (двор дома № 18 по Неглинной улице).
Вот спустя 80 лет примерно здесь пункт приёма вторсырья и располагался.

Если не ошибаюсь, как раз здесь:
33.jpg
Фото 1990-х гг. А. Можаева.

Этот же дворик:

082.jpg
Фото 1990-х гг. А. Можаева.
Место в целом атмосферное было. Большая цепь проходных дворов между Неглинной, Рождественкой и Трубной площадью.
Сейчас этих дворов нет, всё снесено и построено новое.

Но вернёмся к макулатуре!
Так вот самым лучшим пунктом были не эти два, а тот, что находился в Вознесенском переулке близ Большой Никитской. Здесь чаще всего в наличие были абонементы на наиболее дефицитные издания.

85876 Улица Станкевича 80.jpg
Фото 1980 г. Вот он там слева был, там где Москвич стоит.

Записываться (чтобы сдать макулатуру) порой приходилось с вечера. Активисты всю ночь поочерёдно стерегли списки.
И хотя за каждый килограмм сданной макулатуры помимо талонов и абонементов полагалось получить 2 копейки, я ни разу не упомню случая, чтобы их кому-нибудь выплатили.
А сколько хорошего и прекрасного (помимо макулатуры как таковой) ушло в обмен на "дефицитную макулатуру". Когда я об этом вспоминаю, мне себя - малолетнего дурака - прибить хочется... Вам не скажу, а то вдруг и у вас такое желание появится.

Я и подумал, а что если сейчас за сданную макулатуру выдавать талоны на покупку новых айфонов! Очереди не меньше буду, чем за книгами в 70-80 :)
Заодно и лес сохраннее будет.
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 207
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…

Комментарии

( 100 отмолвили — Слово молвить )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
rijka
27 мар, 2017 19:08 (UTC)
Пусть даже устную благодарность выносить будут - жалко столько выкидывать, такое количество упаковок, рекламы, бумажек...
a_dedushkin
27 мар, 2017 19:18 (UTC)
Благодарность благодарностью, но с айфонами идея лучше!:)))
(без темы) - rijka - 27 мар, 2017 20:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 28 мар, 2017 07:42 (UTC) - Развернуть
clervo
27 мар, 2017 19:24 (UTC)

О, "Перстень с печаткой" - это вещь! Причем по времени похоже, что это первое полное издание. В 70-х эта книжка в Москве выходила несколько урезанной,  а в середине 80-х "Правда" (издательство, не газета) выдала тираж полного перевода, который до того в регионах только печатался.


Пункт на Неглинной помню, посещали его с мамой регулярно. Но ничего такого, чтоб через дцать лет краснеть и мяться, я туда не оттащила. А коль скоро у Вас такой груз на совести где-то залежался, то сейчас самое время его снять. Аудитория заинтригована и ждет саморазоблачений. :)

a_dedushkin
27 мар, 2017 19:43 (UTC)
Могу упомянуть только о паре подшивок Огонька на 50-е годы...
(без темы) - clervo - 27 мар, 2017 20:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 27 мар, 2017 20:02 (UTC) - Развернуть
off_topus
27 мар, 2017 19:30 (UTC)
Помню. С мамой клали эту макулатуру на мои санки и шли к пункту приема, а там долго стояли в очереди на морозе. Мама много книг купила на абонементы и по подписке.
a_dedushkin
27 мар, 2017 19:44 (UTC)
Ага, зимой на санках возили.
off_topus
27 мар, 2017 19:32 (UTC)
А сейчас на карте памяти моего смартфона библиотека более масштабная, чем мог собрать любой советски библиофил.
a_dedushkin
27 мар, 2017 19:42 (UTC)
Естественно!:)
dafna_mur
27 мар, 2017 19:52 (UTC)
Когда нечего уже было сдавать, то заполненные абонементы покупали с рук. Помню, таким образом заимела "Шерлока Холмса" и "МиМ"))
a_dedushkin
27 мар, 2017 19:56 (UTC)
Ага. Я, правда, не покупал, а знакомые покупали.
bear_micky
27 мар, 2017 19:54 (UTC)
Талонами довольно быстро приторговывать стали, насколько помню. Можно было не сдавать бумагу, а просто купить нужное количество "килограммов". Цену не вспомню, давно это уже было.
a_dedushkin
27 мар, 2017 19:57 (UTC)
Приторговывали, приторговывали, да. Цену тоже не помню...
lizardian
27 мар, 2017 20:02 (UTC)
"В конце 80-х "макулатурное движение" прекратило своё существование."
Не совсем. В моей семье ни разу не сдавали макулатуру за талоны (отец откуда-то приносил уже готовый талон, который надо было отоварить), но, я думаю, уже в 1990-х мы сдавали макулатуру, получая взамен возможность тут же приобрести какую-нибудь странную книгу типа стихов про инопланетян (не сохранилась) или аудиокассету.
Потом макулатуру стали принимать за деньги, но стоило это копейки - кажется, 10 килограмм дешевле, чем довезти их на автобусе до пункта приёма.
a_dedushkin
27 мар, 2017 20:04 (UTC)
Про это и речь, что прежнего ажиотажа не стало и всё потихонечку умерло.
(без темы) - deadmanru - 27 мар, 2017 20:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 27 мар, 2017 20:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadmanru - 27 мар, 2017 20:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lbond47 - 28 мар, 2017 03:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elena_6novikova - 28 мар, 2017 07:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 28 мар, 2017 07:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lizardian - 27 мар, 2017 20:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 27 мар, 2017 21:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lizardian - 27 мар, 2017 22:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 28 мар, 2017 07:46 (UTC) - Развернуть
melanyja
27 мар, 2017 20:02 (UTC)
Да, мы тоже сдавали макулатуру и получили Дюма, Мориса Дрюона, Сабатини. Причем на некоторые книги было непросто, талонов мало, отмечались.
a_dedushkin
27 мар, 2017 20:04 (UTC)
Да, да, именно так!
(без темы) - a4inka - 28 мар, 2017 06:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - elena_6novikova - 28 мар, 2017 07:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 28 мар, 2017 07:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a4inka - 28 мар, 2017 07:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 28 мар, 2017 07:57 (UTC) - Развернуть
deadmanru
27 мар, 2017 20:08 (UTC)
>А сколько хорошего и прекрасного (помимо макулатуры как таковой) ушло в обмен на "дефицитную макулатуру". Когда я об этом вспоминаю, мне себя - малолетнего дурака - прибить хочется... Вам не скажу, а то вдруг и у вас такое желание появится.

Это не малолетний дурак был, а дураки в ЦК со своим идиотизмом. Чуть услышали, что в западной Европе, где все леса давно выпилили и собирают макулатуру, тут же эту хрень в страну потащили. В то время, как на лесопилках щепу-опилки и прочий мусор тупо брали и выкидывали на свалку громадными объёмами.
Славу богу, что СССР не дожил до того времени, когда по улицам гей-парады стали проводить. А то бы ЦК, чтобы не отставать от просвещённого запада это бы тоже принудительно начали организовывать, чтобы не отстать от культурного и просвещённого запада.

Помню читал, как коммунисты в Казахстане кажется, за миллионы рублей построили целлюлозный комбинат, который должен был гнать бумагу из камышей и тростника. Все премии получили, столько теперь товарищи деревьев сбережём! А тут внезапно спустя пару месяцев оказалось, что этих камышей и тростника всего навсего на 5-10% от полной загрузки комбината...Да и камыши с тростников на озёрах внезапно кончились, не говоря уже о том, что бумаги из них говно была. Пришлось за тысячи км лес возить. Ну и потом с развалом СССР этот комбинат сразу и того.
Странно, что не додумались пионеров на бобров напустить. Убил бобра-спас дерево!
a_dedushkin
27 мар, 2017 20:12 (UTC)
Дурости откровенной много было...

Бобры, к счастью, серьёзно не пострадали.
il_ducess
27 мар, 2017 20:59 (UTC)
ооо Королеву Марго я достала.
Кажется все что меня в макулатурных книгах интересовало я собрала)))

Сейчас бы не мешало макулатуру собирать. У меня до сих пор не поднимается рука ее выбрасывать. На дачу вывозим на розжиг)))
Но и газеты теперь не выписываем. Макулатуры меньше
a_dedushkin
27 мар, 2017 21:07 (UTC)
Королеву Марго я потом в другом издании купил:)

Да, макулатуры намного меньше стало!
maxnicol
27 мар, 2017 21:09 (UTC)
А я - наоборот: за рубль, что ли, получал право копаться в принятой макулатуре.
Книг там не было: если и были, их приемщики откладывали и продавали отдельно.
Но я выносил Иностранку, Юность, а порой и в "толстых" журналах что-то попадалось.
Из Иностранки выдирал романы и носил переплетчику - у нас в НИИ свой был: переплетал Отчеты Ученых советов.
Эти романы - в частности, Кобэ Або, Стейнбек до сих пор дома.
А как-то попался Новый мир с Иваном Денисовичем )
a_dedushkin
27 мар, 2017 21:37 (UTC)
Но ты ж это, небось, не лет в 13-14 делал?:)
(без темы) - maxnicol - 27 мар, 2017 21:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 28 мар, 2017 07:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - maxnicol - 28 мар, 2017 08:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 28 мар, 2017 08:22 (UTC) - Развернуть
за рубль, - shtalmeister - 27 мар, 2017 22:15 (UTC) - Развернуть
Re: за рубль, - maxnicol - 27 мар, 2017 22:23 (UTC) - Развернуть
Re: за рубль, - shtalmeister - 28 мар, 2017 17:24 (UTC) - Развернуть
Re: за рубль, - maxnicol - 28 мар, 2017 17:32 (UTC) - Развернуть
Re: за рубль, - shtalmeister - 28 мар, 2017 17:39 (UTC) - Развернуть
Re: за рубль, - a_dedushkin - 28 мар, 2017 17:47 (UTC) - Развернуть
vladimirdar
27 мар, 2017 21:20 (UTC)
Да, время занятное было, но вспоминать обо всем этом не хочется почему-то...)
sergej_manit
27 мар, 2017 22:36 (UTC)
(+1)... дурацкая эта идея с книгами... но забыть не получится :)
(без темы) - a_dedushkin - 28 мар, 2017 07:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 28 мар, 2017 07:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vladimirdar - 28 мар, 2017 14:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 28 мар, 2017 15:15 (UTC) - Развернуть
vizardis
27 мар, 2017 22:39 (UTC)
Преотлично помню это. Много чего купили по талонам. Долго мучились с Джеком Лондоном, какой-то том еле нашли в продаже. И Майн Рид дефицитный был. Но у нас не было очередей в пункт приема. Там даже было что-то не книжное, на меньшее количество кг. Игрушки какие-то что ли...

А сколько хорошего и прекрасного (помимо макулатуры как таковой) ушло в обмен на "дефицитную макулатуру". Когда я об этом вспоминаю, мне себя - малолетнего дурака - прибить хочется...
Не трави душу((( Как вспомню, сколько "старья" туда ушло...(((( Подшивки Крокодила, Мурзилки... Ранние советские издания...((
a_dedushkin
28 мар, 2017 07:50 (UTC)
Да, Лондон 4-томник. И сейчас у меня есть:)

Вот-вот-вот... Крокодилы, кстати, я сохранил. И сейчас у меня:)
orion4
27 мар, 2017 23:06 (UTC)
Что только не сдавали за эти талоны!
a_dedushkin
28 мар, 2017 07:51 (UTC)
Вот и я о том же...
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 100 отмолвили — Слово молвить )

Профиль

МКТД
a_dedushkin
Алексей Дедушкин

Календарь

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars