?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост


А.Арну. Вид Красных ворот в Москве.
Интересно, почему вензели Николая I, хотя строились они при Елизавете Петровне и на более поздних фотографиях - вензели елизаветинские...


С Петром I и его реформами связано появление в России помимо традиционных церковных и новых светских праздников. Такими праздниками стали, в частности, торжественные шествия, Первые шествия в Москву устраивались в честь военных побед, но очень скоро ими стали отмечать и другие, рассматривавшиеся как имеющие государственное значение, события. К такого рода праздникам приурочивалось строительство связанных с праздничным ритуалом триумфальных ворот и устройство "огненных потех" - фейерверков.
В 1696 году по случаю взятия Азова - первой крупной победы русской регулярной армии и флота, выросших из потешных полков и флотилий Петра, было организовано первое светское торжество - торжественное шествие через всю Москву победоносных войск, вступивших в город с юга.


Русский флот под Азовом. Гравюра 18 века.

Кульминационным моментом их встречи стало прохождение их через триумфальные ворота у Всесвятского (Большого Каменного) моста. Они представляли собой декорацию, вплотную прислоненную к первой проездной арке двухшатрового (в те времена) моста.
Как же выглядели эти первые русские триумфальные ворота? Один из самых основательных и глубоких биографов Петра И.Голиков описывал их следующим образом: «При входе на каменный мост построены были триумфальные ворота, образом древних Римских торжественных ворот, с следующими украшениями: на правой стороне оных на пиедестале статуя Марсова, имеющая в правой руке меч, в левой щит с надписью: Марсовою храбростию; у ног его невольники, татарский Мурза с луком и колчаном, а за ним два Татарина скованные ... На левой стороне статуя Геркулесова на таком же пиедестале, держащая в правой руке обыкновенную его палицу, а в левой ветвь зеленую с надписию Геркулесовою крепостью. У ног его лежал паша Азовский в чалме и два скованные Турка...»


Вид на Большой Каменный мост из Замоскворечья. Гравюра 18 века.


Центральная их часть была украшена следующим образом: "Двуглавый орел под тремя коронами возвышался над фронтоном среди знамен, прапоров, копей и протазанов; над ним нарисованы были пушки, ядра, бомбы и морские суда ... Парящая слава в одной руке держала лавровый венок, в другой масличную ветвь. Под нею была надпись: "достоин делатель мзды своея". В середине ворот висел зеленый венок, от которого спускались две златотканые шпалеры с крупными надписями. На первой было написано: "Возврат с победы царя Константина", на второй - "Победа царя Константина над нечистым царем Максенцием Римским". На своде ворот в трех местах было написано: "Приидох, Видех, Победих" (что, пожалуй, было не очень точно, так как осада Азова продолжалась два года).
В феврале 1697 года, на масленицу, взятие Азова праздновалось в Москве с большим размахом вторично при громадном стечении народа, на этот раз в Красном селе. Воздвигнутые специально к празднику временные сооружения изображали Азов с башнями, воротами и минаретами ("каланчами преизрядными"). В реальном пространстве грандиозной театральной декорации, вернувшиеся из Азова войска воспроизвели штурм, бомбардировку и захват турецкой крепости. Батальное действо дополнил длившийся с полуночи до утра фейерверк, в котором самое деятельное участие принимал сам Петр. Декорация на специально устроенной в Красносельском пруду проруби изображала плывущего на морском коне Нептуна. За ним на ледяной площадке стояли триумфальные ворота с оградой из извергающих огонь ракет. На втором плане высилась огромная триумфальная колонна с надписью на стволе - "виктория" и аллегорическим изображением Победы на пьедестале. По сторонам колонны располагались щиты с изображением орла - символа России, поражавшего ракетами турецкий полумесяц (именно этой машиной и управлял Петр). Здесь же стояли транспаранты с батальными сценами осады Азова русской армией и флотом, триумфальные "столпы" или "трофеи" - обелиски, пирамиды.
Триумфальные ворота (около 11 м высотой и 13 - 15 м шириной) украшали живопись и скульптура, выполненные мастерами Оружейной палаты во главе с Иваном Салтановым. Впервые в декоре арки Петр уподоблялся античным богам и героям. Беспрецедентным для Москвы и для Руси стал сам факт сооружения триумфальной арки, сложившейся как самостоятельный тип здания в Древнем Риме и возрожденной в Новое время для увековечения великих дел, прежде всего военных побед императора. Новым был и повод для всенародного торжества. Новым был факт увековечения и прославления земных дел императора с помощью средств, принятых в языческом Риме и возрожденных в европейских странах.
Наряду с этим уже в первых триумфальных воротах присутствует и получившее широкое распространение в первой половине 18 века уподобление государя христианским святым и включение их в панегирические композиции.
Что же касается триумфальных ворот в честь Азовского взятия, то по сторонам их стояли две увитые зеленью пирамиды, прославлявшие "прехрабрых воев морских" и "полевых". Пирамиды соединялись с воротами огромными живописными картинами с батальными сценами; такие же сцены украшали башню: "на башне сделана оказа Азовского взятия, и пашам парсуна написана живописным писанием".
Торжественные въезды в столицу с сооружением триумфальных ворот и устройством фейерверков превратились в петровское время в обычай. Празднества уcтpаивались часто, охватывали всю столицу, а главное, были первым активно преображавшим ее облик и традиционную символику действом и материальным символом.
В 1702 году в честь одержанной Б.П. Шереметевым под Эрстфером победы на Красной площади была сооружена "триумфальная светлица" и галерея-сени, где Петр давал военному сословию длившийся всю ночь банкет. Закончилось празднество трехчасовым фейерверком.


Вид из Кремля на Никольские триумфальные ворота (1702 - 1736 гг., архитекторы М.И.Чоглоков, М.Ремезов, Х.Конрад, Д.И.Иванов).
Гравюра по рисунку М.И.Махаева.

В том же 1702 году по случаю взятия Ниеншанца состоялось торжественное шествие войск через трое триумфальных ворот. В следующем 1703 году празднества с сооружением четырех ворот для торжественного шествия войск проводились в связи со взятием Ниеншанца, Копорья, завоеванием Ингерманландии и закладкой в устье Невы крепости Санкт-Петербург. Одни ворота примыкали к Воскресенским (Иверским) воротам Китай-города, вторые находились на Никольской улице напротив Заиконоспасского монастыря, третьи - близ Ильинских ворот, четвертые были построены на Мясницкой близ собственного дома А.Д. Меншиковым. Близ Рязанского подворья на великолепном пьедестале под балдахином были поставлены портрет царя Алексея Михайловича и образ Богоматери, на Красной площади - увенчанная государственным флагом высокая башня.
14 декабря 1704 года по случаю взятия Дерпта и Нарвы вновь состоялся торжественный "вход" в столицу, к которому было приурочено cтpоительство уже семи триумфальных ворот, украшенных "изображениями Марса, Геркулеса, Беллерофонта, Нептуна, Юноны, и одновременно - аллегорической Надежды, которая держит лаборум Константина Великого". Следующий "вход с торжеством" в Москву состоялся 19 декабря 1705 года; к нему Петр приказал "прежние триумфальные ворота построить вновь да зделать пирамиду".


Временные Триумфальные ворота. Сооружены в 1709 г. в честь празднования Полтавской победы.
Архитектор И.П.Зарудный. Гравировал А.Ф.Зубов. 1711 г.

С особенной пышностью в 1709 году была отпразднована в Москве победа под Полтавой. К торжеству в древней столице было nocтpoeно восемь триумфальных ворот: у Серпуховских ворот, у Каменного моста, на Красной площади в начале Никольской улицы, на Чистых прудах близ Мясницкой при дворе князя А.Д. Меншикова, на Мясницкой на средства Строгановых, у Рязанского подворья, у Земляного города на месте позднейших Красных ворот. Празднества длились десять дней с 21 декабря 1709 по 1 января 1710 года.


Панорама Москвы. Фрагмент. Триумфальный въезд русских войск в Москву после Полтавской победы. Гравюра А.Ф.Зубова. 1710 г.

В первый день состоялась церемония торжественного въезда Петра в Москву, сопровождавшаяся остановкой у каждых триумфальных ворот. Народное гулянье, начавшееся утром, продолжал ось вечером при свете иллюминационных огней и фейерверка. Десятый день закончился грандиозным фейерверком.
К концу 1700-х гг. сложился маршрут следования праздничных шествий, обычно начинавшихся в Кремле, а после превращения Петербурга в столицу - у Тверской заставы. В состав маршрута обязательно входил Кремль, откуда шествие направлялось в новый центр Москвы - Преображенское. Триумфальные ворота ставились в узловых точках исторически сложившейся структуры Москвы, в местах пересечения главных улиц с крепостными стенами: на Тверской близ ворот Земляного и Белого города, у Никольских ворот Кремля, на Мясницкой близ ворот Белого и Земляного города (нынешняя площадь Красных ворот). Триумфальные ворота, неизменно обновлявшиеся, превратились практически в постоянный элемент городской застройки.
В связи с празднованием петровских побед в Москве закладывались основы новой светской архитектуры, новых градостроительных принципов и новой светской символики столичного города.
Пока существовал обычай сооружения временных триумфальных построек, сохранились преемственность как в архитектуре, так и в месторасположении ворот. Например, последовательно сменявшиеся в 1722, 1724, 1727, 1732, 1742 годах Красные ворота в Москве повторяли друг друга по композиции, содержанию и характеру убранства, хотя возводились по разным поводам.
Церковные "царские" врата и врата триумфальные (тоже "царские" - через них проходил царь) имели нечто сходное не только в названии. Это были врата для "душ праведных". Неслучайно, например, "изменника Якушку", которого рота солдат вела в Азовском шествии, ввели не в триумфальные ворота, а в соседний с ними проем Всехсвятского моста. Перед триумфальными вратами останавливались, выходили из карет, слезали с лошадей, перед ними снимали шляпу и благоговейно выслушивали приветственные речи.
Триумфальные ворота нередко украшались сюжетами и надписями из Священного писания, однако даже в тех воротах, где светская семантика преобладала, встречались символические изображения духовного содержания. Например, на верхней, завершающей центральную часть ворот, живописной картине "Триумфальных врат именитого человека Строганова" хорошо виден пеликан (неясыть), разрывающий клювом свою грудь и кровью своей питающий птенцов, - это один из древнейших метафорических образов Христа, закономерно занимающий самое высокое центральное место. Этот символ был достаточно распространён и в дальнейшем (мы можем увидеть его, например, в архитектурном украшении Воспитательного дома).


Врата триумфальные именитого человека Строганова.

Об определённом сакральном значении ворот свидетельствует и такой факт - после речи Рязанского митрополита Стефана Яворского, произнесенной около врат, воздвигнутых в честь Полтавской победы духовенством, "на искусно сделанных облаках со сводов врат" спустились "несколько отроков, одетых в белое платье, в виде Ангелов крылатых, воспели песнь духовную, приличную торжеству".


Триумфальные ворота к коронации Екатерины II на Тверской улице у Белого города (1763 г., архитектор К.И.Бланк)
Гравюра по рисунку М.И.Махаева.


Триумфальные ворота к коронации Екатерины II на Тверской улице у Земляного вала (1763 г., архитектор К.И.Бланк)
Гравюра по рисунку М.И.Махаева.

Традиция возводить триуифальные ворота в честь побед русского оружия сохранилась вплоть до начала 20 века.


Триумфальная арка у Спасских казарм в честь героев Чемульпо. 1904 год.

До этого мы говорили о временных деревянных воротах. Теперь поговорим о каменных.

Красные ворота.


Красные ворота в Москве. Арх. Д.В. Ухтомский. 1753—1757. Гравюра по оригиналу М.И. Махаева. 1765 г.

Триумфальные ворота при въезде в город на Земляном валу (теперь Садовое кольцо) известны
издавна. Первые деревянные ворота строились в 1709 и 1721 годах еще при Петре I
по случаю побед над шведами в Северной войне. В пожаре 1737 года они сгорели.
Новые деревянные ворота на этом месте были построены 1742 году. Они
предназначались для торжественного въезда Елизаветы Петровны в Москву на
коронацию в Кремль. Однако в пожаре 1748 года и эти ворота сгорели.



В 1753-1757 годах Д.В. Ухтомский возвел, наконец, каменные ворота. С середины
XVIII века они получили название Красных ворот, так как через них проходила
дорога на Красное село. В 1928 году ворота и рядом стоящая церковь Трех
святителей были снесены.
Красные ворота являли собой достаточно редкий в Москве памятник так называемого елизаветинского барокко.


Гравюра нач.1880-х гг.

Наверху ворот находилась бронзовая статуя Славы, в руках которой пальмовая ветвь и труба. После сноса ворот статуя была передана в Музее истории Москвы.










Красные ворота за год до сноса.

Триумфальные ворота у Тверской заставы (ныне на площади Победы)

Это единственные более или менее сохранившиеся в Москве (в исторических границах) триуифальные ворота (правда, реконструированные и перенесённые на новое место).


Ф.Бенуа. Триумфальные ворота. 1848 г.
Хорошо видны здания кордегардий, стоявших по бокам от Триумфальных ворот.

В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Европы победоносных русских войск, у Тверской заставы была сооружена деревянная Триумфальная арка. Но памятник быстро ветшал, и в 1826 г. было решено заменить деревянную арку каменной. Разработка проекта была поручена архитектору О.И. Бове. Проект представленный мастером являл собой комплекс, состоявший из самой арки и двух кордегардий, размещенных по обеим сторонам Петербургского шоссе. Над скульптурным убранством арки работали скульпторы И.П. Витали и И.Т. Тимофеев.
Торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1829 г. Постройка Триумфальных ворот продолжалась пять лет. 20 сентября 1834 г. состоялось официальное открытие этого памятника.




Триумфальные ворота на площади Тверской заставы. Фото 1910-х гг.


Сооружение железнодорожного путепровода у Тверской заставы в 1906 году.

У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре.
В 1966 г. был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте рядом с Поклонной горой. Теперь арка ставилась без кордегардий, не как проезжие ворота, а как монумент.
При воссоздании были несколько нарушены пропорции арки.
Часть подлинных элементов убранства арки можно увидеть сейчас во дворе музея архитектуры. Они там в углу свалены.


Триумфальная арка на Кутузовском проспекте (на площади Победы). Фото 1970-х гг.

6 ноября 1968 г. состоялось официальное открытие памятника.

В следующий раз можно будет поговорить о триумфальных воротах, находившихся на территории бывших подмосковных усадеб, а ныне вошедших в состав Москвы... Кое-что сохранилось, например, в Измайлово на Серебрянном острове...

promo a_dedushkin апрель 25, 2010 20:47 206
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…

Комментарии

a_dedushkin
13 дек, 2007 16:54 (UTC)
Повод для сносов в то время был, в принципе, один (если это дополнительно ещё и не источник "религиозного дурмана")- мешала движению транспорта, расширение проезжей части...
Складывай! Издадим!:))
markot
13 дек, 2007 18:35 (UTC)
Вот эти проезжие части меня всегда раздражали - сколько из-за этого погибло памятников архитектуры... Не говорю уже и про дурман..
У, я б с удовольстием, такой фолиант может выйти :)
a_dedushkin
13 дек, 2007 20:13 (UTC)
Снесли под этим предлогом "немеренно"... одна Китайгородская стена и Успения на Покровке чего стоят, не говоря уже о Сухаревой башне...
Издаём?!:))
markot
13 дек, 2007 20:16 (UTC)
каналы есть или копать надо? :)
a_dedushkin
13 дек, 2007 20:24 (UTC)
Каналов нет... совсем не моя тема:)))
markot
13 дек, 2007 20:26 (UTC)
а как же ты собрался издавать? ))
a_dedushkin
13 дек, 2007 20:32 (UTC)
Я - писатель, ты - издатель!:))) Выкрутился?:))
markot
14 дек, 2007 09:03 (UTC)
и лихо выкрутился, однако :)
markot
14 дек, 2007 17:25 (UTC)
*пошла организовывать издательство :)

Профиль

МКТД
a_dedushkin
Алексей Дедушкин

Календарь

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars