Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Categories:

Русско-японская война. ЧЕМУЛЬПИНСКИЙ БОЙ.

9 февраля 1904 г. ЧЕМУЛЬПИНСКИЙ БОЙ.

СНАЧАЛА СМОТРИМ ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ


Крейсер I ранга "Варяг".

В нейтральном корейском порту Чемульпо находился российский бронепалубный крейсер "Варяг" (командир-капитан I ранга Всеволод Федорович Руднев); канонерская лодка "Кореец" (командир-капитан II ранга Г.П. Беляев) выполняла функции посыльного судна. Бронепалубный крейсер "Варяг" 6ыл построен в Филадельфии (США) на верфях "Крамп и сыновья" в 1901 году, оттуда совершил переход в Кронштадт, а в 1902 году вошел в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. Водоизмещение - 6 тысяч 500 т, длина - 128 м, ширина в миделе-15,8 м, осадка - 5,9 м, мощность двух паровых машин - 11 тысяч 700 кВт, скорость - 23,2 уз, дальность плавания - 6 тысяч 100 миль, экипаж - 557 человек; бронирование: палубы - 38 и 76 мм, боевая рубка - 152 мм; вооружение: двенадцать 152-мм, двенадцать 75-мм, два 64-мм, восемь 47-мм и два 37-мм орудия. 2 пулемета и 6 надводных торпедных аппаратов.





Командир-капитан I ранга Всеволод Федорович Руднев.

Решение Старка и Алексеева отправить "Варяг" в качестве стационара в изолированную и легко блокирующуюся гавань Чемульпо подвергается исследователями жесткой критике. Дело, однако, в том, что экспериментальные котлы Никлосса, установленные на "Варяге", были крайне ненадежны и капризны в эксплуатации: крейсер, легко показавший на приемных испытаниях 24 узла, не мог во время реальной службы на Дальнем Востоке развивать и 16-узловой ход. В результате корабль не мог быть использован в соответствии со своими проектным назначением.


Канонерская лодка "Кореец".
За фотографию спасибо vanchez.


Канонерская лодка "Кореец". Одноимённое судно, вошедшее в строй в 1907 г. и до своей гибели в 1915 г. служившее на Балтике (с одной отлучкой в Средиземноморье в 1908 г.).
За атрибуцию спасибо der_wandervogel и issledovatel.

Парусно-винтовая канонерская лодка "Кореец", головной корабль серии, была построена на верфях "Бергзунд" в Стокгольме (Швеция) в 1886 году. Водоизмещение - 1 тысяча 213 т, длина - 63,7 м, ширина в миделе - 10,7м. осадка - 3,2м, мощность паровых машин - 1 тысяча 150 кВт, скорость - 13,5 уз, экипаж - 174 человека: развитый таранный форштевень, броневая палуба, деревянная и медная обшивки поверх стального корпуса ниже ватерлинии для защиты от коррозии и обрастания; вооружение - два 203-мм, одно 152-мм, четыре 107-мм, одно 64-мм, два 47-мм, четыре 37-мм орудия и надводный торпедный аппарат.



Как уже говорилось выше, порт Чемульпо 8 февраля 1904 г. был блокирован японской эскадрой под командованием контр-адмирала Уриу в составе 2 броненосных и 5 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев. 9 февраля адмирал Уриу предъявил капитану Рудневу ультиматум, в котором, угрожая применением силы, потребовал, чтобы русские корабли покинули Чемульпо. Не имея возможности маневрировать на фарватере и прорываться на полном ходу (из-за опасности перегрева подшипников и сравнительной тихоходности "Корейца" скорость "Варяга" ограничена 14-17 уз.), капитан Руднев тем не менее вывел корабли из Чемульпо и принял бой, пытаясь прорваться в Порт-Артур.


Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" идут в бой у Чемульпо.

В течение 45 минут по противнику было выпущено 1 тысяча 105 снарядов, нанесших японской эскадре существенный урон. Однако "Варяг" получил тяжелые повреждения.


Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" в бою у Чемульпо.


Крейсер "Варяг" в бою у Чемульпо (кадр из фильма "Крейсер "Варяг", 1946 г.).

Была выведена из строя почти вся артиллерия, через подводные пробоины поступала вода, был ранен командир в бою, и от ран после боя погибло 33 человека, около 120 человек было ранено (из-за отсутствия броневых щитов больше всего пострадала орудийная прислуга). Русские корабли вышли из боя и вернулись в Чемульпо, где "Кореец" был затем взорван на внешнем рейде, а "Варяг" затоплен во внутренней гавани (чтобы мощным взрывом не повредить стоявшие поблизости иностранные корабли).


Гибель крейсера "Варяг".

Экипажи были приняты на борт кораблей нейтральных держав 28 человек поднялись на французский крейсер "Паскаль", 30 на британский военный корабль "Телбот", остальных приняла итальянская "Эльба".
Впоследствии русские моряки возвратились на родину (требование японцев о выдаче русских моряков в качестве военнопленных было решительно отклонено). А "Варяг" был поднят японцами, отремонтирован и включен в состав флота под названием "Сойя" а затем (в марте 1916 г.) выкуплен Россией. Укомплектованный командой Гвардейского экипажа под прежним названием "Варяг" крейсер совершил переход из Владивостока в Мурманск для усиления флотилии Северного Ледовитого океана. В марте 1917 года "Варяг" ушел на ремонт в Англию. После Октябрьской революции крейсер был разоружен и продан на слом, а при буксировке в шторм выброшен на камни вблизи города Лендалфут (на побережье Ирландского моря).


Памятник капитану Рудневу в Туле.

В память о Чемульпинском сражении установлены памятники во Владивостоке на морском кладбище (куда в 1911 г. были перевезены из Кореи останки погибших) и на родине капитана Руднева - в Туле (1956 г.).


Герои Чемульпо, моряки съ крейсера "Варягъ" и лодки "Кореецъ", на Курскомъ вокзалЪ.


Прибытiе героевъ Чемульпо въ Спасскiя казармы.


Герои Чемульпо въ Спасскихъ казармахъ на обЪдЪ въ 1904 году.


Триумфальная арка у Спасскихъ казармъ въ честь героевъ Чемульпо. 1904 год.


Группа офицеровъ-добровольцевъ на Курскомъ вокзалЪ 7 апрЪля 1904 г.


ОтъЪзд сестёръ милосердiя на Дальнiй Востокъ - 1-й отрядъ, отправлявшiйся на театръ военныхъ дЪйствiй 5 февраля 1904 г.

Использованы материалы с сайта: http://www.kulichki.com/grandwar/japanwar/war_1.html

Ещё много интересного по теме:
http://www.vilavi.ru/~vilavi/prot/250306/250306.shtml
http://www.ogoniok.com/archive/2004/4832/05-60-63/
http://nvo.ng.ru/notes/2006-01-27/8_variag.html

Tags: Москва, Русско-японская война, дореволюционные фото, исторические даты, история, старая Москва
Subscribe
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 206
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments