Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Categories:

На заре авиации. ч.1 Воздухоплавательный институт Рябушинского

Photobucket
Воздухоплавательная станцiя, устроенная Д.П.Рябушинским подъ Москвой.


Воздухоплавательный институт Рябушинского или, как его стали называть позднее, Кучинский аэродинамический институт - первое подобное учреждение в Европе и второе в мире. Его создатель Дмитрий Павлович Рябушинский был одиннадцатым ребенком в семье владевшего тогда старинной подмосковной усадьбой Кучино* крупного промышленника, банкира, политического и государственного деятеля Павла Павловича Рябушинского (1871-1924).

Photobucket
Д.П.Рябушинский.

Дмитрий Павлович окончил Московскую практическую академию коммерческих наук, потом физико-математический факультет Московского университета. В 1904 году, захваченный господствовавшей тогда над умами идеей воздухоплавания, он начинает неподалеку от усадебного кучинского дома на правом берегу Пехорки строительство аэродинамической лаборатории с целью «установления точных данных для практического осуществления динамического способа летания». В организации будущего института непосредственное участие принимал член-корреспондент Петербургской Академии наук Николай Егорович Жуковский. Строительные работы и закупка оборудования обошлись Д.П.Рябушинскому в 100 тысяч рублей; на научные исследования ежегодно тратилось 36 тысяч рублей.
14 января 1905 года состоялось официальное открытие института.

Институт представлял собой небольшое двухэтажное деревянное здание с угловой башней. На первом этаже в главном зале располагались аэродинамическая труба и механическая мастерская, в башне - прибор для проведения экспериментов с винтами.

Photobucket
Труба для испытанiя грузоподъёмности винтовъ.

Photobucket
Снарядъ для испытанiя воздушныхъ винтовъ.

Photobucket
Большая зала главнаго корпуса.

Руководила исследовательским процессом специальная воздухоплавательная комиссия Общества любителей естествознания при Московском университете, председателем которой был Н.Е. Жуковский, заместителем председателя - Д. П. Рябушинский. В состав комиссии входили такие корифеи аэродинамики, как К.Э. Циолковский и С.А. Чаплыгин. У института установились тесные связи с Международной комиссией по научному воздухоплаванию и с Николаевской главной физической обсерваторией (по соглашению с ними проводился запуск воздушных шаров-зондов для исследования атмосферы).

Photobucket
Библiотека воздухоплавательной станцiи г.Рябушинскаго.

С июля 1906 года Д.П.Рябушинский начинает издавать «Бюллетени Кучинского института», выходившие на французском языке. Вот как отзывался о них уже в 1954 году генеральный директор Министерства авиации Франции Альбер Како: «В начале века мы с нетерпением ожидали публикаций бюллетеней Кучинского института, из которых узнавали много новых фактов. Наш аэроклуб со страстью следил за этим завоеванием воздушного пространства и неизменно воздавал должное молодому ученому и его далеком институту».

Photobucket
Залъ для научныхъ занятiй.

Photobucket
Механическiя мастерскiя.

Photobucket
Пусканiе каучуковаго баллона-зонта.

В сентябре 1906 года в Милане проходила международная аэродинамическая выставка, принесшая кучинцам заслуженный успех. Много лет спустя инженер Ла Черва воспользовался результатами изысканий Рябушинского при создании своего «автожира» - одной из первых моделей вертолета.

Photobucket
Сани, приводимыя въ движенiе воздушнымъ винтомъ.

С 1911 года Кучинский институт начинает заниматься вопросами гидродинамики. На Пехорке строится гидродинамическая лаборатория.

В военные годы Кучинский институт выполнял поручения Артиллерийского комитета. Здесь, в частности, проводились испытания новой пневматической ракеты и модели пневматического бомбомета. Рябушинский занялся тогда ракетодинамикой, а также сконструировал портативную безоткатную пушку-миномет, успешные испытания которой проходили в Петрограде осенью 1916. Одновременно он предпринял один из первых расчетов реактивной силы при истечении газовой струи.

Октябрьский переворот 1917 полностью нарушил начинавшую устанавливаться после Февральской революции жизнь России. В этих условиях Дмитрий Павлович счел необходимым национализировать свой институт, обратившись в апреле 1918 в Наркомпрос РСФСР с просьбой «принять под свою защиту Институт с его лабораториями, библиотекой, архивом и хозяйственными постройками». В результате для руководства Институтом была создана коллегия, а заведывание им было поручено Д.П.Рябушинскому.

Однако положение всех Рябушинских в условиях начинающегося «красного террора» оказалось критическим, и Дмитрий Павлович принял тяжелое решение покинуть родину. Он испросил отпуск и при энергичнейшем содействии Российской академии наук выехал в октябре 1918 в Данию (посидев перед выездом некоторое время под арестом в Петроградском ЧК).

Кучинский аэродинамический институт просуществовал под своим первоначальным названием только до 1921 года. Затем он был переименован в Московский институт космической физики и вскоре влился во вновь созданный Государственный научно-исследовательский геофизический институт.

____________________
* Кучино в настоящее время входит в состав г.Железнодорожный, который образовался в результате слияния ряда посёлков. В том числе и посёлка Железнодорожный - до 1939 года - Обираловка.
Хотя к теме настоящей статьи это и не имеет никакого отношения - если только к транспорту (коим авиация, естественно является) и то косвенное - но, в качестве бонуса, хочу упомянуть следующий "факт". Именно до Обираловки взяла билет Анна Каренина. И именно на этой станции она и совершила свой роковой поступок...


Источники текста:
http://www.krugosvet.ru/articles/113/1011306/print.htm
http://www.mj.rusk.ru/show.php?idar=801351

Tags: Рябушинский, дореволюционные фото, московское купечество, самолеты, транспорт
Subscribe
promo a_dedushkin апрель 25, 2010 20:47 209
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →