?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Сказав как-то, довольно давно, "а" , я так "б" и не сказал. Исправляюсь! Благо - праздники.
Во времена расцвета социализма существовала занятная торговая сеть - потомок знаменитых Торгсинов - магазины "Берёзка" (Это в Москве. В других городах они назывались иначе).

Photobucket
Вообще, у меня где-то сохранилось несколько чеков, но никак не могу их отрыть в своих завалах, а посему картинки из сети.


Были такие специальные магазины, в которых было все, чего не было в простых магазинах, - только и можно было купить заграничные товары. Сертификаты были разные: бесполосные и с полосами разного цвета. Люди, работавшие в разных странах с разной валютой, получали и разные сертификаты. То есть существовала градация на капиталистические и социалистические страны. Тем, кто работал в Монголии, полноценный сертификат не грозил. Монгольские сертификаты, например, были самые никакие.

Photobucket

В конце 70-х ввели универсальные чеки - единые. Чеки с рук продавались по определенному курсу. В «Березке» можно было купить, например, чешскую хрустальную люстру, магнитофон "Грюндиг" (тот самый, который был у надомник Рудика, который слушал его ночами и ловил "контра" ФРГ). Можно было и автомобиль "Волга" купить" за 10 000 чеков (внешпосылторговских рублей). Это создавало определенные условия, и те, кто выезжал за границу, причислялись к элите.
У меня в те годы был приятель - активный фарцовщик этих самых самых чеков и по совместительству "ломщик". Если кто не знает, понятие "ломщик" происходило от слова "ломать". Ломать пачку денег. Вот вы - законный (а может не очень) обладатель этих самых чеков (или долларов - ну уж тут, наверняка, незаконный!). И решили вы их продать. Но не в Центробанк по некому условному фиксированному курсу, а по "рыночному". Идёте вы к магазину "Берёзка". Их в Москве было несколько. Наиболее знаменитые (во всяком случае, для меня) - на Пятницкой, на Профсоюзной (именно этот магазин на фотографии по ссылке в начале поста), электронный на Садовой-Кудринской. Были, конечно, и другие. У этих магазинов симпатичные молодые люди вкрадчиво предлагают вам эти самые чеки им продать по совершенно прекрасному курсу! Вы, немного посмущавшись, конечно, соглашаетесь. Отходите в сторону, показываете своё драгоценное сокровище, совместными усилиями устанавливаете рублёвый эквивалент. Симпатичный молодой человек, он же ломщик, достаёт из кармана пресс купюр, отсчитывает необходимую сумму и передаёт вам. Боже упаси, он даже ваши заветные чеки у вас не забирает. Ведь всё же честно! Вы пересчитываете сумму и видите, что там не хватает десятки. Вы сообщаете об этом своему "меняле", он забирает у вас пачку, пересчитывает, убеждается, что и, правда, "ошибся" и с тысячею извинений докладывает вам недостающую "красненькую". Вы, соответственно, передаёте ему своё чековое богатство, забираете рубли и бодрым шагом удаляетесь (не дай Бог милиция ещё появится). И только дома (или в ином укромном месте), когда вы решите пересчитать ещё раз сумму, вы с ужасом обнаруживаете, что вместо 500 рублей у вас всего лишь 150... Когда ломщик второй раз "пересчитывал" деньги, он "сломал" пачку - большая её часть осталась у него. Ловкость рук...
И это ещё лучший вариант. Вместо 500 рублей можно было получить "куклу" рублей этак на 20... Ловкость рук...

Вот у такого своего приятеля я и покупал иногда (без обмана и даже по льготному курсу) эти самые чеки.
Пара венгерских батников, югославский костюм, солнцезащитные очки, что-то ещё... На большее денег, увы, не было...

Photobucket

Как правило вопросов откуда чеки, никто не задавал... Но иногда происходило обострение бдительности (после наиболее крупных "кидков", когда облапошенные честные обладатели чеков обращались в милицию) и тогда, чтобы зайти в магазин надо было прихватить с собой знакомого, действительно побывавшего за границей - иначе не пускали.

Жаргон у фарцовщиков (сиречь, спекулянтов) был свой, мало кому понятный в то время (в основном польско-английский). Дичка - десятка, склеп - магазин, финн - лысый, житель ГДР - дырка, житель ФРГ - бундес, итальянцы - алоры, сам процесс добывания средств существования, противоречащий ст.с. 88 и 154 УК РСФСР - утюжка и т.д и т.п.

Photobucket

Ну и небольшая статья на ту же тему:

Само это явление - фарцовка - плоть от плоти Советской власти. Дело в том, что в то время легкая промышленность у нас была развита очень слабо, заводы и фабрики производили, по большей части, станки и оборудование для промышленности тяжелой. Качественной, современной одежды, обуви, бытовой техники и прочих товаров массового потребления выпускалось недостаточно. Спрос превышал предложение. Этой ситуацией пользовались ловкие люди, которых называли в то время "утюгами", "барыгами", "деловарами", "фарцовщиками". Имея знакомства с директорами магазинов и продавцами, они скупали через "черный ход" дефицитные товары и продавали их потом по завышенной цене.
Но гораздо выгоднее было торговать вещами, которые покупались у иностранцев и тех, кто привез их из-за границы. В этом случае "навар" был значительно больше, так как продавец оказывался обладателем того, что практически вообще не ввозилось в СССР.
Среди клиентов фарцы были дети из обеспеченных семей, представители номенклатуры (и те, и другие при наличии доступа к товарам нередко и сами фарцевали), а также другие граждане, имевшие финансовые возможности и стремившиеся к индивидуализации собственного стиля.
Являясь представителями теневой экономики, фарцовщики постоянно испытывали опасения за свою безопасность, прибегали к различным формам конспирации, скрываясь от милиции и ОБХСС (отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности). Ими был изобретен особый сленг, мало понятный окружающим, с помощью которого они общались между собой.
Вот как мог выглядеть диалог двух "утюгов": "Взял на табыш пару бананов у тупых. Вери клево. Пятихатку гренок сделал". В переводе на русский это означает: "Купил две пары джинсов "бананы" у финнов. Очень хорошо. Заработал пятьсот долларов".

СРЕДИ "БЕРЕЗОК" СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ

После объявления о ликвидации "Березок" у их дверей выстраивались огромные очереди.
Не секрет, что хождение наличной валюты на территории СССР было запрещено. В легальном обращении были только чеки Внешпосылторга (тогда их называли "сертификатами", а на языке фарцовщиков - "сертами"), чеки серии "Д" (для дипломатов) и боны (ими выдавали зарплату морякам дальнего плавания). Все эти суррогаты денег являлись эквивалентной валюте платежной единицей. Короче, если советский человек каким-либо образом зарабатывал валюту, он был обязан держать ее в банке. Получать наличность на руки можно было только при следующем выезде за границу.
Находясь дома, наш гражданин мог пользоваться своими "импортными" деньгами только в виде пресловутых сертификатов, отоваривая их в спецмагазинах "Березка". Они назывались валютными, потому что иностранцы могли там легко и непринужденно расплачиваться живой валютой.
Эти "березовые рубли" были разные: бесполосные и с полосами разного цвета, в зависимости от "качества" лежащей в банке валюты. За бесполосными и "желтополосными" стояла конвертируемая валюта капстран, а за синеполосными - стран соцлагеря. Соответственно, и товары на разные чеки продавались разные.
Цены выставлялись в "Березках" во всех "видах" денег. Например, незабвенный "халатик с перламутровыми пуговицами" мог стоить: в бесполосных сертификатах и "Д" чеках 5 рублей, в "желтых" - 9, в "синих" - 16, в бонах - 12. Понятно, что эти цены я привожу "от фонаря", в приблизительном соотношении.
Чеки сами по себе являлись ходовым товаром, который можно было сбыть по спекулятивной цене. "Синенькие" продавали по рублю-полтора, "желтые" (развивающиеся страны) - по два-два пятьдесят, а бесполосные - по три-пять рублей! В 1977 году эта дискриминация прекратилась, и все чеки стали едиными.
Как правило, у "Березок" всегда толкались подозрительные личности, готовые к любым махинациям по купле-продаже чеков и товаров. Уже тогда там были кидалы и ломалы, известные в наше время по обменникам.
"Березок" в Москве было несколько: продуктовая (на Малой Грузинской), аппаратурная (эта меняла адреса: была в переулочке у метро "Проспект Мира", на Сиреневом бульваре и еще где-то), а также пара-тройка шмотошных (одна из них - на набережной, в районе Таганки).
Надо отметить, что качество товаров в этих магазинах было отменное: дрянь не продавали. У моих знакомых приемник "Грюндинг", купленный в столичной "Березке" в 1979 году, до сих пор работает без сбоев.

СМЕРТЬ ФАРЦЫ
В 1988 году было опубликовано постановление Совмина СССР о том, что с 1 июля прекращается хождение чеков Внешпосылторга и магазины "Березка" закрываются навсегда. Чеки, оставшиеся на руках у населения, предлагалось обменять на рубли. Обладатели чеков впервые почувствовали себя некомфортно, особенно те, кто вкладывал в них свои средства. У "Березок" выстроились чудовищные очереди, с прилавков лихорадочно сметалось буквально все!
В середине 70-х был такой популярный анекдот, когда фарцовщику снится сон, что он в ГУМе, все полки завалены "фирмой" и народу никого. А он покупает, покупает, покупает:
Сон стал реальностью, вот только для фарцовщиков в этой реальности места уже нет.

(Отсюда: http://www.tula.rodgor.ru/gazeta/597/molodi/391/?print=1)

Photobucket

И наконец, небольшой ролик (на 7 минут). Не о "Берёзке", но очень "в тему":



И ещё по теме "Берёзок" читаем ЗДЕСЬ
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 206
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…

Комментарии

( 76 отмолвили — Слово молвить )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
m_i_s_t_e_r_x_1
2 янв, 2009 17:40 (UTC)
Слушайка ! А там наши ружья и т.п. не продавали ? :)
a_dedushkin
2 янв, 2009 17:41 (UTC)
Ууффф...!!! Про ружья не помню...:))
(без темы) - m_i_s_t_e_r_x_1 - 2 янв, 2009 17:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - severr - 2 янв, 2009 18:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 2 янв, 2009 18:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - m_i_s_t_e_r_x_1 - 2 янв, 2009 18:50 (UTC) - Развернуть
womka
2 янв, 2009 17:58 (UTC)
О, я много лет прожила в доме с "Березкой" (на Пятницкой)...
a_dedushkin
2 янв, 2009 17:59 (UTC)
И каковы воспоминания?:)
(без темы) - womka - 2 янв, 2009 18:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 2 янв, 2009 18:53 (UTC) - Развернуть
1_9_6_3
2 янв, 2009 18:02 (UTC)
Вот, Алексей, еще в твою коллекцию:

Photobucket

(без темы) - m_i_s_t_e_r_x_1 - 2 янв, 2009 19:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 2 янв, 2009 19:08 (UTC) - Развернуть
severr
2 янв, 2009 18:05 (UTC)
///магазины "Берёзка" (Это в Москве. В других городах они назывались иначе).

они так и назывались "сеть магазинов "Березка" во всех городах СССР...
все, что продавалось в "Березках", продавалось в комиссионных магазинах абсолютно свободно, но дорого...
a_dedushkin
2 янв, 2009 18:19 (UTC)
Только что этот фильм шёл по ТВ:)
Неет, ещё какие-то были названия. В частности, в портовых городах... ну, не могу вспомнить...
(без темы) - fellya - 2 янв, 2009 23:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 3 янв, 2009 07:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - praviloman - 8 янв, 2011 16:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khebeb - 3 янв, 2009 12:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 3 янв, 2009 20:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khebeb - 4 янв, 2009 06:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 4 янв, 2009 09:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khebeb - 4 янв, 2009 09:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 4 янв, 2009 09:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - khebeb - 4 янв, 2009 10:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 4 янв, 2009 10:07 (UTC) - Развернуть
vasisualij
2 янв, 2009 18:41 (UTC)
Смутно помнится, что были ещё так называемые переводные рубли пяти разных достоинств. Это то же что чеки? В моём городе Каунас никакой Берёзки не было, а вот когда я учился в Риге (1973-1979), там на ул. Вальню был такой валютный магазин с потрясающим объявлением на дверях: "Советские граждане не допускаются". Видимо там торговали только на валюту, оборот которой, как пишется в посте, в нашей стране был запрещён...
В Москве в те годы довелось побывать в продовольственной Берёзке. Впечатление шоковое! Но осталось впечатление, что она была на Большой Грузинской, а не на малой...
a_dedushkin
2 янв, 2009 18:50 (UTC)
Переводные рубли - это между странами СЭВ были. Но, мне кажется, это виртуальная единица была... Скорее всего, чеки так называли.
В продовольственной никогда не был - средств на неё не хватало...:) Помню, что где-то в Грузинах, но где точно...
(без темы) - a_dedushkin - 2 янв, 2009 18:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vasisualij - 2 янв, 2009 20:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 2 янв, 2009 20:25 (UTC) - Развернуть
_ko_alla
2 янв, 2009 18:44 (UTC)
Я купила как-то в "Берёзке" сумку и чувствовала себя страшно крутой девчонкой. А сумка-то - дермантин непотребный, вспомнить стыдно. Но каждый знал - это ИМПОРТНАЯ, из "Берёзки"...
a_dedushkin
2 янв, 2009 18:52 (UTC)
Да, да, это было круто!:) Из "Берёзки"!:)
melanyja
2 янв, 2009 18:52 (UTC)
да, были такие. дедушке дали за какое-то изобретение немного. Ничего стоящего на них купить было нельзя - все интересные вещи стоили дороже. не помню уже - как ими распорядились. в общем, мелкая подачка за изобретение, которое принесло государству большую прибыль в ин.валюте
a_dedushkin
2 янв, 2009 18:58 (UTC)
Батник, если не ошибаюсь, чеков 15 стоил... В целом, да, - до 100 рублей только что-то по мелочам можно было купить, батничек, кофточку, сумочку...
(без темы) - melanyja - 2 янв, 2009 19:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 2 янв, 2009 19:09 (UTC) - Развернуть
nazdarru
2 янв, 2009 20:41 (UTC)
у нас подобное называлось магазины "Тузекс", а чеки "бонами". менялы так же бросали
хотя меня и знакомых никогда
a_dedushkin
2 янв, 2009 20:46 (UTC)
"У нас" - а в то время - это где?:)
(без темы) - nazdarru - 2 янв, 2009 20:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 2 янв, 2009 20:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nazdarru - 2 янв, 2009 20:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 2 янв, 2009 21:10 (UTC) - Развернуть
alla_hobbit
2 янв, 2009 21:36 (UTC)
М-да, хорошо помню, как мы копили месяцами деньги, чтобы купить немного этих чеков, а потом, затаив дыхание, шли в эту самую Березку, в которой голова шла кругом от изобилия товаров и еды...
a_dedushkin
3 янв, 2009 07:50 (UTC)
Да, аналогичные воспоминания...
dkphoto
3 янв, 2009 00:51 (UTC)
Интересный рассказ! :) В Хабаровске, кстати, такой магазин назывался тоже "Березка". А о разных курсах разных сертификатов только от вас и узнал.
a_dedushkin
3 янв, 2009 07:51 (UTC)
Разные сертификаты и я не застал. Только слышал/читал. К моему времени посещения Берёзок чек уже стал единым.
(без темы) - dkphoto - 8 янв, 2009 03:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ddsasha - 24 июн, 2013 02:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 2 июл, 2013 10:53 (UTC) - Развернуть
madamlulu
3 янв, 2009 09:07 (UTC)
Интересно как!!!)
А я помню, как отец работал с дочерью Маяковского, и я очень любила эти времена, ведь тогда он брал меня с собой в "Берёзку", а там... было столько всего необычно-красиво-интересного!!! У меня-ребёнки просто глаза разбегались, но я даже не смела ничего просить)))
А вот чем он там расплачивался, даже не знаю...)(
a_dedushkin
3 янв, 2009 20:14 (UTC)
:)
Чем расплачивался - чеками:)
harpist_ka
3 янв, 2009 09:20 (UTC)
Эх, помню я "Берёзку"...
Правда приходилось покупать там всего несколько раз, но отличие от "современного изобилия" - значительное:
Все товары были настоящие и качественные, а не подделка.
Я помню эти магазины в то время, когда они закрывались и всё сметали с полок. Именно тогда у нас впервые появились (законно заработанные) чеки и надо было быстро их потратить, пока не пропали. Ажиотаж был сумашедший! Паника! Французские духи скупали полками...
a_dedushkin
3 янв, 2009 20:23 (UTC)
Да, да. Было так!
В нижней ссылке в посте именно об этом.
(Удалённый комментарий)
a_dedushkin
3 янв, 2009 20:28 (UTC)
Екатерина! Кола и оранж в стеклянных маленьких бутылочках - это уж через чур круто!!!:) Я такое только во Франции испробовал, когда меня туда "по обмену" направили!:)
(Удалённый комментарий)
(без темы) - a_dedushkin - 6 янв, 2009 08:43 (UTC) - Развернуть
maryjane_m
3 янв, 2009 18:52 (UTC)
ооо, я помню как, приехав в гости во Владивосток к своей тети, она повела меня в эту "Березку" и купила мне там японские фломастеры. Вот это была радость. Таких ни у кого еще не было. Потом родители еще долго твердили березка...березка, но я толком и не понимала что это за магазины такие особенные и почему вызывают такой трепет у мамы:) Только была рада, что у меня появились фломастеры:)
a_dedushkin
3 янв, 2009 20:13 (UTC)
А я в пятнадцать лет по обмену поехал во Францию. И там эти самые фломастеры купил. Счастливее меня не было человека:)
(без темы) - maryjane_m - 3 янв, 2009 20:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 3 янв, 2009 20:23 (UTC) - Развернуть
m_i_s_t_e_r_x_1
5 янв, 2009 21:58 (UTC)
Из статьи: "Качественной, современной одежды, обуви, бытовой техники и прочих товаров массового потребления выпускалось недостаточно."

А она вообще была эта самая качественная и современная одежда, обувь и бытовая техника ????
a_dedushkin
5 янв, 2009 22:06 (UTC)
Аа, понял:) В общем-то нет - не выпускалось:)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 76 отмолвили — Слово молвить )

Профиль

МКТД
a_dedushkin
Алексей Дедушкин

Календарь

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars