Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Categories:

На заре авиации. ч.2. Пропеллер смерти

НАЧАЛО ЗДЕСЬ .
А также смотрите по метке самолёты .

Photobucket
Полётъ съ пассажиромъ.


Photobucket
Пропеллеръ смерти.

Именно так виделись современникам полёты на аппаратах тяжелее воздуха.
И во многом они были правы.

Photobucket
Военный лётчикъ штабсъ-капитанъ Б.В.Матыевичъ-Мацѣевичъ, погибшiй 18 апрѣля [1911 года] во время полёта въ Севастополѣ.

Photobucket
Военный лётчикъ штабсъ-капитанъ Б.В.Матыевичъ-Мацѣевичъ въ аэропланъ системы Блерiо.

18 апреля 1911 года "известный военный лётчик, один из самых выдающихся инструкторов в молодой школе военной авиации" вылетел на аэроплане Блерио вместе со своим братом - мичманом миноносца "Мощный" из севастопоольского аэродрома. Полёт был вполне удачный. Вечерело, начало темнеть. Возвращаясь назад, Матыевич-Мацеевич, как и было положено, застопорил мотор и стал спускаться "обычным vol plane". Внезапно подул резкий ветер, самолёт развернуло вертикально земле и, хотя лётчик опять включил мотор, аэроплан свалился в штопор и с высоты 50 метров врезался носом в каменную стену одного из городских хуторов. Аппарат разбился вдребезги. Авиатор и его брат погибли.
Кстати, незадолго до этого в аналогичной ситуации погиб другой авиатор - Л.М.Мациевич - их постоянно путали... Фамилии были очень похожи...
Бронислав Витольдович Матыевич-Мацеевич родился в 1882 году. Воспитание получил в третьем московском кадетском корпусе и Николаевском военном училище. В 1901 году был произведён в офицеры. Закончил курс в учебном воздухоплавательном парке у генерала Кованько. Обучался в школе Луи Блерио. По возвращении в Россию, сделался инструктором в школе авиации особого комитета, состоящего под покровительством Великаго Князя Александра Михайловича в Севастополе.

6 февраля 1910 г. Николай II разрешил обратить оставшиеся неизрасходованными на морской флот 900 тыс. руб. на создание воздушного флота. В марте того же года во Францию в школы Блерио, Антуанетт и Фарман были командированы шесть офицеров и шесть нижних чинов. Офицерам предстояло учиться на пилотов, а нижним чинам - готовиться к обслуживанию аэропланов в качестве мотористов. Среди офицеров двое - лейтенант Пиотровский и поручик Комаров - представляли военно-морское ведомство. Одновременно с командированием российских военных тем же фирмам поступил заказ на постройку одиннадцати летательных аппаратов.
Все понимали, что шесть пилотов погоды сделать не смогут, и в мае 1910 г. в Гатчине под Санкт-Петербургом была открыта Офицерская воздухоплавательная школа. Однако задержка с поставкой аэропланов из-за границы и невозможность из-за климатических условий проводить занятия в Гатчине зимой, заставили Отдел воздушного флота (ОВФ) искать место на юге России.
Выбор пал на Севастополь.
Таким образом, фактически первая в России школа военных летчиков открылась в Севастополе, на Куликовом поле, 8 (21) ноября 1910 г. под патронажем В.кн.Александра Михайловича. В связи с освоением скоростных по тому времени самолетов "Ньюпор" потребовалось расширить аэродром. Летом 1912 г. Севастопольская школа освоила участок долины р Качи близ дер. Мамашай (ныне — с.Орловка). Курсанты стали называть свою школу "Качинской". В 1938 г это наименование было утверждено за Краснознаменным (с 1933 г ) Севастопольским военным летным училищем официально.
26 октября 1911 года в Севастопольской военно-авиационной школе состоялся первый выпуск. «Капитаны 2-го ранга Кедрин и Дмитриев, поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дорожинский, Букегевден, Дыбовский, Подгурский первыми из офицеров флота получили офицерское звание военного летчика». По этому случаю Император Николай II подарил школе часы, которые дожили и до наших дней и исправно ходят в Качинском высшем военном училище летчиков Военно-Воздушных Сил Российской Федерации.
В 1941 г. оно перебазировалось в Сталинград. В разное время училище окончили главный маршал авиации К. А. Вершинин, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, дважды Герои Совегского Союза Амет Хан Султан, А. И. Колдунов, Б. Ф. Сафонов, В. И. Раков, прославленная летчица, Герой Советского Союза П. Д. Осипенко, космонавты Г. Т Береговой, В. Ф. Быковский, В А Шаталов.


Photobucket
Великий князь Александр Михайлович (Сандро) (1866-1933), сын Великого князя Михаила Николаевича; генерал-адъютант, адмирал, главноуправляющий торговым мореплаванием и портами (1902-1905), во время войны заведовал организацией авиационного дела в действующей армии.
Много внимания уделял развитию авиационного дела в России, по его инициативе созданы летные школы, начата подготовка первых отечественных летных кадров. После начала войны развернул большую работу по развитию военной авиации. 20.9.1914 назначен заведующим организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта, а 10.1.1915 - во всей действующей армии. С 11.12.1916 полевой генерал-инспектор военно-воздушного флота при Верховном главнокомандующем. После Февральской революции из армии были удалены все Романовы, и Александр Михайлович 22.3.1917 был уволен от службы по прошению с мундиром. Некоторое время жил в Крыму, а в 1918 покинул Россию. В эмиграции был почетным председателем Союза рус. военных летчиков, Парижской кают-компании, Объединения чинов гвардейского экипажа, покровителем Национальной организации русских разведчиков. http://militera.lib.ru/memo/russian/a-m/

И интереснейшие фотографии, в основном первых лет советской власти, посвящённые авиации, от kro1975:

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Атрибуцию снимков смотрим здесь: http://dedushkin1.livejournal.com/271297.html?thread=9056449#t9056449

Интересная информация:

Самый сложный в мире авиационный маневр совершил в июне 1942 г. над Севастополем гвардии капитан М.В.Авдеев: окруженный несколькими вражескими истребителями, он "свалил свой самолет ниже севастопольских крыш и повел его в каких-то метрах над искореженным асфальтом". Пилот пролетел по нескольким улицам города (Большая Морская, Фрунзе и др.), развернулся за Приморским бульваром, обогнул Константиновский равелин и таким образом ушел от немецких истребителей.



Михаил Васильевич Авдеев (1913 -1979) в Военно-воздушных силах ВМФ служил с 1934 г. С июня 1941 г. принимал участие в боях с гитлеровцами. Был командиром 6-го истребительного полка (впоследствии — гвардейского) ВВС Черноморского флота.

ПРОДОЛЖЕНИЕ следует - нашёл интереснейший репортаж с фотографиями о первом перелёте Санкт-Петербург - Москва. Отсканирую, напишу - выложу позже.
Tags: довоенные фото, дореволюционные фото, рисунки, русские офицеры, самолеты, транспорт
Subscribe
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 209
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments