Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Categories:

Всехсвятский и Даниловский мосты, Циндель и Дербеневка...

И в третий раз закинул старик невод...
Ладно, ладно, не бойтесь, не буду я вас больше Всехсвятским мостом пытать!:)
Но, подведу некоторые итоги обсуждения.
Мост этот указан на целом ряде карт Москвы (с 1905 по 1930 гг.; при этом на одной карте 1930 года он указан, на другой - нет), на четырёх картах (1905, 1907, 1912 и 1915 гг.) помечено его название - Всехсвятский. Нигде никаких упоминаний об этом мосте я пока не нашёл - а это странно! Мосты через Москва-реку всегда были наперечёт и строительство нового моста (что раньше, что сейчас) - это всегда было событие. На одной из карт он указан, как понтонный (хотя легенда к карте неполная, но похоже).
В качестве рабочей версии, родившейся в результате обсуждения, могу предложить следующее: мост был построен на деньги "частных инвесторов", чтобы наиболее кратким путём связать керосиновые склады Нобеля с многочисленными заводами и фабриками (в частности, Цинделя), находившимися на противоположном берегу и товарной станцией Саратовской ж/д.

UPD: Плашкоутный мост, построен в 1894 году Обществом Московско-Казанской железной дороги ниже моста Новоспасского, взамен существовавшей здесь до того времени паромной переправы! (спасибо booker48 за дополнение!). Источник информации: "Сборник очерков по городу Москве" (изд. Московского городского общественного управления, 1897).

UPD2:"Симоновский мост (тот, который на картах помечен, как Всехсвятский - d1), границы Крутицкая набережная - Дербеневская набережная, размер 75, 25, ширина 5.00, площадь 376.25. Мост построен на средства Московской-Казанской железной дороги взамен плашкоутного моста и выше его по течению на 40 саженей. Вследствие высокого подъема моста и плоских берегов реки к мосту ведут с обоих берегов дамбы: с правого берега длиною 149 п.с., с левого 50 п.с. Мост деревянный, разрезной, трехпролетный (крайние пролеты по 21.35 п.с. в свету, средний пролет - 17.30 п.с.), с 2 быками и ледорезами, проезжая часть 4 сажени шириною покрыта шашечной мостовой, тротуар по 0.50 с.
Мост судя по всему существовал до 1930 года, позже он не упоминается. Наверное к этому времени он пришел в негодность. Что касается Даниловского моста, он явно не был построен в 1916 году, нигде он в это время не упоминается. Видно напутали что-то авторы "Мостов Москвы"."(спасибо sergei65 за дополнение! Источник .).


Название странное, да... Всехсвятских церквей поблизости не наблюдается и не наблюдалось... Или же у "инвесторов" были слишком большие амбиции - назвали мост в честь первого в Москве каменного моста или... это просто глюк... ошибка картографа...
А поблизости от этого загадочного моста находился вполне реальный Даниловский (Данилов, Староданиловский) мост (не путаем с ныне существующим ж/д Даниловским (Новоданиловским) мостом). Он существовал с 1782 г. Изначально был "живой" (т.е. наплавной) мост, а в 1805 г. был построен каменный Данилов мост, возле которого установили отметку уровня воды — так называемый "московский нуль".
Из-за ветхости он был перестроен в 1915 - 1916 гг. (по проекту Н. Я. Калмыкова), но стал деревянным. Ещё раз его перестраивали в 1933 г. и пустили по нему трамвай.
Из путеводителя "Осмотр Москвы" 1938 года:
"... в трамвае едем в Центральный парк культуры и отдыха им. А.М.Горького. Проезжаем по Даниловскому мосту, соединяющему Пролетарский район с другим индустриальным районом Москвы - Москворецким. Даниловский мост построен в 1933 г.; это в пределах города последний мост через Москва-реку. Мост деревянный, трёхпролётный, его высота над уровнем воды примерно 10 м, и суда после постройки канала Москва-Волга могут беспрепятственно проходить под мостом".
Въезд на него был, с одной стороны - по нынешнему Новоданиловскому проезду, а, с другой стороны - по улице Тюфелева Роща (в настоящее время улица практически полностью застроена и не существует, хотя на карте и помечена).
Мост просуществовал до 1962 года и был разобран с постройкой Автозаводского моста.
Так вот, этот вполне реальный мост, в отличие от призрачного Всехсвятского, на картах напрочь отсутствует... На какой-то одной я его только встречал...

А фабрику Цинделя я выше недаром упомянул. Уж коль заговорили мы о тех местах, то ниже - рояль в кустах несколько снимков начала 20 века цинделевских угодий.

Photobucket
Здание товарищества мануфактуры "Эмиль Циндель", Фото 1914 г. К.К.Буллы.
Вполне вероятно, Дербеневская улица, д.11, но конторы, амбары и магазины Э.Цинделя находились не только в Кожевниках и на Дербеневке, но и на Ильинке, Петровке, в Носовском подворье. Так что, это здание могло находиться и в другом месте...


Поскольку пост и так получился сумбурным - свалил в него всё что под руку попало - донесу до кучи ещё одно.
Дербеневская улица (название - от стар. дербь, дербина - заросли, кочковатое болото или антропоним от имени Дербень, Дербеня). В старых справочниках и на картах она пишется Дербеновская, Дербеновка, в более поздних Дербеневская - и там и там, надо полагать, с ударением на второе "е" (Дербе'невская). В новых справочниках и в разговорной речи - всё чаще Дербенёвская, Дербенёвка - ударение стало быть меняется. Лично мне Дербенёвка как-то ближе - более по московски что ли.
Ехал я как-то на маршрутке в тех краях - водитель и спрашивает: "На Дербенёвке кто-нибудь выходит?" Сидевший со мной дедуля разразился ворчанием на тему: "Понаехали тут, названия московские правильно выговорить не могут". Говорю дедуле, что вот я, ну никак не "понаехавший", но название тоже через "ё" произношу. Он мне про всё ту же "дербь" рассказывать начал, но на "е" или "ё" это никак не влияет...
Как правильно-то?

А пока продолжим про Цинделя:

Photobucket
Контора товарищества мануфактуры "Эмиль Циндель", Фото 1914 г. К.К.Буллы.

Photobucket
Бухгалтерия и касса отдела готовой продукции товарищества мануфактуры "Эмиль Циндель", Фото 1911 г. К.К.Буллы.

Photobucket
Сотрудники отдела готовой продукции товарищества мануфактуры "Эмиль Циндель", Фото 1911 г. К.К.Буллы.
Это, типа, "манагеры" столетней давности. Отдел продаж.
Смазанное лицо посередине снимка - это мой ляп от неумелой склейки двух частей снимка. Вот оно, в первозданном виде, ниже:

Photobucket

Ещё снимки в тему.

NB! В комментариях к этому и предыдущему постам много старых карт Москвы!
А также смотрим ЗДЕСЬ
Tags: Дербеневка, Москва, дореволюционные фото, загадочный Всехсвятский мост, карты, московская топонимика, московское купечество, мосты, старая Москва
Subscribe
promo a_dedushkin апрель 25, 2010 20:47 206
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →