?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Московские автобусы

Астрахань брал, Казань брал Об извозчиках писал, о трамваях писал, о троллейбусах писал, несколько снимков метро показывал. О такси даже писал. Об автобусах не писал. И хоть я к ним совершенно холоден - исправляюсь:


Автобус английской фирмы "Лейланд" Я-6 на улице Москвы. Фото 1931 г.

8 августа 1924 г. была открыта первая внутригородская автобусная линия от Каланчевской площади через центр до Тверской заставы. Для этой линии в Англии были закуплены 8 автобусов "Лейланд" (каждый на 28 мест). Они были поставлены во временный гараж на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.


В январе 1925 г., в Москву, поступили еще 16 "Лейландов", что позволило открыть в феврале два новых маршрута (Курский вокзал - Брянский вокзал, Виндавский вокзал - Саратовский вокзал); летом и осенью 1925 г. открылось регулярное движение на маршрутах в Серебряный Бор, до Новодевичьего монастыря, от Сокольников до Петровского парка, от Конной площади до Краснопресненской заставы, в Карачарово, Лефортово и Марьину Рощу. Для этих линий, в течение 1925 г., приобретались английские автобусы "Лейланд" и немецкие МАН. Всего в конце года в МКХ насчитывалось: 94 "Лейланда", 30 МАН, 2 "Форда", 12 "Рено". В мае 1925 г. все автобусы из Георгиевского переулка были переведены в новый автобусный гараж (на 110 мест) по Б.Ордынке, 40, где, однако, корпуса еще не были закончены и поэтому много автобусов "ночевали" на улице. Этот гараж был достроен в 1926 г. В нем были оборудованы ремонтные мастерские.
В 1926-27 гг. были открыты новые линии - до села Всехсвятского и Покровского-Стрешнева, в Кунцево, до Боткинской больницы, до 11-й версты Ленинградского шоссе, до завода "Клейтук" и в Потылиху. В конце 1927 г. в Москве было 18 автобусных линий общей протяженностью в 158 км., по которым курсировали 130 автобусов. Оказавшиеся непригодными для московских условий автобусы МАН первой поставки и "Рено" были переданы в города Московской губернии. В конце 1927 г. работали 144 автобуса "Лейланд" и 21 МАН.
Так как Ордынский гараж уже не вмещал все автобусы, то в июле 1926 в Марьиной Роще началось строительство нового Бахметьевского гаража (позднее третий автобусный парк), рассчитанного на обслуживание 125 автобусов типа "Лейланд" по прямоточной системе. Частично он был открыт 1 ноября 1927 г., и сюда с Ордынки были переведены 60 автобусов. Этот парк был достроен весной и сдан в эксплуатацию в апреле 1928 г. В конце 1927 г. Транспортный отдел МКХ организовал автокузовной завод (ныне завод "АРЕМКУЗ"), который стал выпускать новые кузова для автобусов "Лейланд". В связи с окончанием строительства Бахметьевского парка в 1929 г. туда с Ордынки были переведены все 177 автобусов, а сам Ордынский парк преобразован в Центральные автобусные мастерские, которые в 1930 г., в связи с открытием новых ремонтных мастерских в Бахметьевском парке, были переданы в ведение отдела грузового автотранспорта МКХ.
Последние 30 шасси автобусов "Лейланд" прибыли в Москву в декабре 1928 г. Кузова для них были изготовлены в Автокузовных мастерских. По состоянию на 1 января 1929 г. насчитывалось: 175 "Лейландов", 16 МАН, 3 Бюссинга, 1 ФИАТ и один отечественный автобус Я-3. В связи с изменением курса технической политики Моссовет в 1929 г. отказался от импорта английских автобусов, которые, как потом выяснилось, были самыми надежными и долговечными машинами (они отработали почти 14 лет).

* * *

А так всё начиналось:


Извозчичий омнибус-"линейка". Фото 1890-х гг.
Первые линейки - многоместные экипажи без всяких удобств. Летом - открытые кареты на 10-14 мест для сидения только с крышей и без стенок (во время дождя их пассажиры прикрывались от брызг и потоков воды кожаными занавесками), зимой - большие сани. Линейки стали курсировать в 1847 г. по трем радиальным маршрутам от Красной площади до Смоленского рынка, Покровского (Электрозаводского) моста, Рогожской заставы, а также по диаметральному маршруту от Калужских ворот через центр города до Тверской заставы.


Первый автобус "общественного пользования": Марьина Роща - Останкино. Фото 1907 года.
Первая пробная линия "автомобильных линеек" для общественного пользования на 8 и 12 мест была открыта между заставой у Марьиной Рощи и Останкиным, графом А.Д.Шереметевым 17(30) июля 1907 г. Эти машины ходили только в летний сезон.


Автомобиль-омнибус на Театральной площади. Один из первых маршрутных автобусов. Фото август 1908 г.
В конце июля 1908 г. Управление городских железных дорог приобрело самодвижущийся омнибус, который курсировал в течение первых трёх недель августа от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот, но из-за плохих московских мостовых быстро вышел из строя. За это время он перевёз 22,6 тыс. пассажиров.

* * *


После отказа от импорта "Лейландов" МКХ сделал заказ Ярославскому автозаводу на изготовление 100 новых автобусов типа Я-6 на 36 мест. Эти автобусы стали поступать в Москву в октябре 1930 г. и были направлены на 2-й маршрут в Кунцево. "Ярославцы" оказались на редкость плохими по своему исполнению и эксплуатационным качествам (слабые тормоза; шасси и рама делались в Ярославле, а мотор, коробка скоростей и рулевое управление были импортными - фирм "Геркулес" и "Мерседес"). В мае 1931 г. Моссовет приобрел несколько образцов многоместных итальянских автобусов марки "Ланчия". В августе 1931 г. по Москве курсировали 60 новых Я-6.


Автобус Я-6 после аварии. Фото 1935 г.

В конце октября 1931 г. завод им. Сталина (бывший АМО, ныне АМО-ЗИЛ) стал выпускать автобусы АМО-4.


Автобус АМО-4. Фото 1932 г.


Автобус ЗИС-8.
ЗИС-8 – городской автобус на удлинённом шасси грузовика ЗИС-5. В отличие от своего предшественника АМО-4, от которого ЗИС-8 сохранил форму кузова, новый автобус получил увеличенный (105 л. вместо прежних 60 л.) топливный бак и 12-вольтовую систему электрооборудования. Кузов автобуса с деревянным каркасом и металлической обшивкой был построен по проекту начальника кузовного цеха ЗИСа И.Ф.Германа.
Автобусы ЗИС-8 стали первыми советскими экспортируемыми автобусами. В 1934 г. партия из 16 машин «ушла» в Турцию, куда чуть раньше прибыла и первая партия советских экспортных автомобилей – 100 грузовиков ЗИС-5.
В связи с реконструкцией Завода имени Сталина во второй половине 1936 г. выпуск автобусов ЗИС-8 пришлось прекратить. Однако по чертежам завода автобусные парки и кузовные мастерские в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске сами изготавливали автобусные кузова, монтируя их на шасси грузовиков. Такое производство имело стихийный характер и не контролировалось. Часто собранные этими предприятиями машины не имели какого-либо обозначения. Некоторые заводы старались усовершенствовать конструкцию ЗИС-8. Таким образом, в Туле, Калуге и Ленинграде выпускались машины с кузовом, более обтекаемым, чем предусматривали чертежи ЗИСа. 2-м авторемонтным заводом автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ) в конце 1936-го г. было освоено производство автобусов АЛ-2 с колёсной формулой 6х2, использовавших удлинённую раму ЗИС-8. Кузовной отдел НАТИ (ныне - НАМИ) в 1935 г. спроектировал и построил автобус для курортов на шасси ЗИС-8.


Автобус ЗИС-16.
В марте 1938 г. началось производство нового городского автобуса, получившего наименование ЗИС-16.
основу конструкции автобуса по-прежнему составлял грузовой автомобиль, к компоновке, конструкции рамы и подвеске колёс которого приспосабливались остальные узлы. Таким образом, не только пол располагался на слишком большой высоте (880 мм.) над дорогой, но и весьма нерационально использовались габариты машины. Кузов был деревянный, из ценных пород дерева (бук, дуб), обшитый металлическими листами.
В апреле 1938 г. первые автобусы ЗИС-16 стали курсировать по 6-му маршруту.
Последние автобусы ЗИС-16 в Москве были списаны в 1953 г. Ни один из автобусов не сохранился до наших дней, уцелели лишь отдельные фрагменты конструкции.

А об этих автобусах-прицепах я уже рассказывал ранее, но в статье о троллейбусах. Поэтому продублирую и здесь. Чтобы автобусы с автобусами были.

Photobucket
LOWA DO-54.

Photobucket
Немецкий автобус-прицеп.

В 1959 году в Москве появились два немецких автобуса LOWA DO-54 и один двухэтажный пассажирский прицеп к тягачу DS-6, которых всего-то было построено в ГДР 7 штук. Общая длина такого прицепа с тягачом составляла 14,8 м, из которых на сам прицеп приходилось 11,22 м. На первом этаже прицепа было предусмотрено 16 сидячих и 43 стоячих мест, на втором – 40 сидячих и 3 стоячих. Первый этаж соединялся со вторым двумя 9-ступенчатыми лестницами. Высота салона первого этажа – 180 см, второго - 171 см. Дизельный мотор тягача мощностью в 120 л.с. позволял этой конструкции развивать скорость в 50 км/ч. Первоначально этот прицеп вместе с двумя двухэтажными автобусами ходил по маршруту № 144 от станции метро «Октябрьская» до Тропарёво, а затем все три автомобиля были отправлены на маршрут от площади Свердлова до Внуковского аэропорта. Проездили эти машины до 1964 года.

Photobucket


Фото 1964 г. Х.Формана. Справа виден "кусочек" автобуса LOWA DO-54.

И, наконец, автобусы моего детства:


Автобус ЗиС-154 на пл.Белорусского вокзала. Фото 1947 г.


Автобус ЗиС-155 . Фото 1957 г.


Автобус ЗИЛ(ЛиАЗ)-158 . Фото нач. 1970-х гг.


А это, судя по всему, какой-то транспортный парад уже в наше время.

Источник текста
И вот ещё: http://forum.mymetro.ru/lofiversion/index.php/t14191.html и
http://denisovets.narod.ru/zil/zilpages/zis8.html

promo a_dedushkin апрель 25, 2010 20:47 207
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…

Комментарии

( 155 отмолвили — Слово молвить )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
vasisualij
7 мар, 2009 18:20 (UTC)
Зис-8 красивый, бродяга!
(без темы) - vasisualij - 7 мар, 2009 18:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 7 мар, 2009 18:41 (UTC) - Развернуть
ЗИС-8 - borshkovsm - 28 авг, 2009 09:55 (UTC) - Развернуть
Re: ЗИС-8 - a_dedushkin - 28 авг, 2009 12:02 (UTC) - Развернуть
Re: ЗИС-8 - borshkovsm - 28 авг, 2009 15:22 (UTC) - Развернуть
Re: ЗИС-8 - a_dedushkin - 28 авг, 2009 16:09 (UTC) - Развернуть
enotikova
7 мар, 2009 18:21 (UTC)
Ещё речные трамвайчики - хорошая тема :)
А по автобусам будет продолжение? А то пока все заканчивается до моего рождения, по-моему...
a_dedushkin
7 мар, 2009 18:25 (UTC)
Речные трамвайчики - это идея!!:)
Нет, по автобусам не будет, ну их. Все ассоциации у меня с автобусами - это давка из Ясенево до Беляево в начале 80-х. А до того я на автобусах практически и не ездил. В основном троллейбусы, иногда трамваи и метро.
townsman
7 мар, 2009 18:39 (UTC)
Смотрю, идешь по всем разделам моей диссретации)
a_dedushkin
7 мар, 2009 18:45 (UTC)
Навет! Не знаком я с твоей диссертацией!:)
toro_toro_toro
7 мар, 2009 19:04 (UTC)
Спасибо! Интересно! Про автобусы тоже чуть-чуть писал у себя. Мне они нравятся. Есть в них что-то...
a_dedushkin
7 мар, 2009 19:22 (UTC)
Про питерские я у Вас читал. Очень интересно.
И варшавские хороши!
dfaw
7 мар, 2009 19:15 (UTC)
У меня мечта построить реплику в стили того что на первой фотографии
(без темы) - dfaw - 7 мар, 2009 19:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 7 мар, 2009 19:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dfaw - 7 мар, 2009 19:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 7 мар, 2009 19:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dfaw - 7 мар, 2009 20:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 7 мар, 2009 20:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - dfaw - 7 мар, 2009 20:57 (UTC) - Развернуть
opposto
7 мар, 2009 20:22 (UTC)
англичанин вполне аристократично выглядит :)
a_dedushkin
7 мар, 2009 20:36 (UTC)
Но ЗИСы красавцы!:)
ЗИСы - nickolas_titkov - 7 мар, 2009 20:44 (UTC) - Развернуть
Re: ЗИСы - a_dedushkin - 7 мар, 2009 21:27 (UTC) - Развернуть
Re: ЗИСы - nickolas_titkov - 7 мар, 2009 21:35 (UTC) - Развернуть
Re: ЗИСы - a_dedushkin - 7 мар, 2009 21:38 (UTC) - Развернуть
Re: ЗИСы - nickolas_titkov - 7 мар, 2009 21:41 (UTC) - Развернуть
Re: ЗИСы - a_dedushkin - 7 мар, 2009 21:48 (UTC) - Развернуть
Re: ЗИСы - nickolas_titkov - 7 мар, 2009 21:51 (UTC) - Развернуть
Re: ЗИСы - a_dedushkin - 7 мар, 2009 22:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - opposto - 7 мар, 2009 21:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 7 мар, 2009 21:27 (UTC) - Развернуть
il_ducess
7 мар, 2009 21:08 (UTC)
Кошмар моего детства - втискиваться в автобус как тот, который выезжает из путепровода белорусского:)):
a_dedushkin
7 мар, 2009 21:28 (UTC)
А я в детстве вообще на автобусах не ездил:)
(без темы) - il_ducess - 8 мар, 2009 08:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 8 мар, 2009 09:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 8 мар, 2009 09:28 (UTC) - Развернуть
в художку - a_dedushkin - 8 мар, 2009 17:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - borshkovsm - 28 авг, 2009 10:07 (UTC) - Развернуть
nickolas_titkov
7 мар, 2009 21:45 (UTC)
Про автобусы
А ещё бы хорошо дополнить матерьял (я понимаю, нелюбовь, но всё-таки) достаточно редкой вещью: двухэтажными автобусами. Насколько я не помню, их и было-то немного. Вот 144 маршрут начинался на Октябрьской площади и шёл в далёкое Подмосковье, аж в Тропарёво, в зону отдыха.
a_dedushkin
7 мар, 2009 21:55 (UTC)
двухэтажные автобусы
Они у меня в троллейбусы затесались:)
http://dedushkin1.livejournal.com/281783.html#cutid1
Стройка - nickolas_titkov - 11 мар, 2009 07:35 (UTC) - Развернуть
Re: Стройка - a_dedushkin - 11 мар, 2009 16:32 (UTC) - Развернуть
Re: Стройка - nickolas_titkov - 11 мар, 2009 16:44 (UTC) - Развернуть
Re: Стройка - a_dedushkin - 11 мар, 2009 17:51 (UTC) - Развернуть
Re: Стройка - nickolas_titkov - 11 мар, 2009 18:00 (UTC) - Развернуть
Re: Стройка - a_dedushkin - 11 мар, 2009 18:45 (UTC) - Развернуть
dkphoto
7 мар, 2009 23:44 (UTC)
Как это сурово все-таки - высота салонов 171 и 180 см! Будто на граждан КНДР рассчитано. :)
Интересно, зачем лестница автобусу на четвертом снимке, табличку с указанием маршрута менять?..
a_dedushkin
8 мар, 2009 07:13 (UTC)
Да, не разогнёшься:)
Скорее всего, именно для этого.
alikky17
8 мар, 2009 07:38 (UTC)
как здорово!
спасибо!
a_dedushkin
8 мар, 2009 09:22 (UTC)
Не за что!
И ещё раз с праздником!
(без темы) - alikky17 - 8 мар, 2009 09:37 (UTC) - Развернуть
begunok74
8 мар, 2009 08:58 (UTC)
Алексей,это не ЛИАЗ-677,а ЗиС-154!!!
(без темы) - begunok74 - 8 мар, 2009 09:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 8 мар, 2009 17:47 (UTC) - Развернуть
begunok74
8 мар, 2009 10:02 (UTC)
А вот здесь про Лиаз 677 http://www.liaz-677.ru/
a_dedushkin
8 мар, 2009 17:46 (UTC)
Ага, спасибо!
veritov
8 мар, 2009 22:38 (UTC)
Класс!
lugerovski
9 мар, 2009 08:46 (UTC)
Напомню, что линейки ходили из Москвы и в пригородные дачные местности, в частности: Черемушки, Воронцово, Кузьминки. У В.А.Серова есть картиина "Линейка из Москвы в Кузьминки". 1892 г. (ГРМ)
a href="http://gallery.ru/watch?ph=uOk-bexMt" target="_blank"></a>
a_dedushkin
9 мар, 2009 09:22 (UTC)
Ага, спасибо!
Сколько же они, бедолаги, пыли глотали.
(без темы) - lugerovski - 9 мар, 2009 09:23 (UTC) - Развернуть
travalliero
9 мар, 2009 16:36 (UTC)
Двухэтажный прицеп шикарный!
А вот тут
"из которых на сам прицеп приходилось 112200 мм"
маленькая опечатка в количестве миллиметров :)
a_dedushkin
9 мар, 2009 16:50 (UTC)
Да, и правда:) Поправил.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 155 отмолвили — Слово молвить )

Профиль

МКТД
a_dedushkin
Алексей Дедушкин

Календарь

Апрель 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars