Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Category:

"Пахтакор" 1979

Увидел сегодня в поисковиках и вспомнилось. В детстве, когда слова "гастарбайтер" ещё не было в нашем лексиконе, да и самих "гостей-рабочих" особо не наблюдалось, а были только добрые старые "лимитчики", эта трагедия очень обсуждалась и переживалась. Да, да, именно переживалась. Мы были тогда искренними интернационалистами, а среди погибших были, по крайней мере, два знаковых игрока: Михаил Ан и Сергей Покатилов.
Трагедия моментально обросла легендами и слухами. Самый устойчивый гласил, что летела какая-то циковская шишка и из-за этого самолёт с футболистами перенаправили в другой, занятый, воздушный эшелон. Это и явилось причиной катастрофы...
Под катом привожу официальную точку зрения, насколько я понимаю, по результатам официального же расследования.


1-й ряд (сидят): В.Фёдоров , М.Талибджанов (администратор), Г.Антонов, Т.Исаков, В.Амбарцумян (тренер), К.Баканов , Ш.Ишбутаев , Ю.Басов, К.Новиков;
2-й ряд: О.Буров, В.Чумаков (Доктор), И.Тазетдинов (Тренер), В.Макаров , А.Кочетков (старший тренер), А.Могильный, Н.Куликов , В.Сабиров , Р.Агишев , Д.Роман;
3-й ряд: А.Дворников (массажист), А.Мусаев, С.Покатилов , А.Корчёнов , О.Аширов , А.Яновский, А.Убайдуллаев, Г.Денисов, В.Чуркин .
Из погибших в авиакатастрофе 79-го года на этом фото нет - М.Ан , Ю.Загуменных , С.Базаров.




11 августа 1979 года в 13 часов 35 минут в небе над Днепродзержинском (Украина) столкнулись два самолета Ту-134. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 членов футбольной команды "Пахтакор" из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге.
Ту-134А Белорусского управления гражданской авиации с бортовым номером 65735 выполнял рейс 7880 по маршруту Ташкент - Гурьев - Донецк - Минск. В 13 часов 11 минут по московскому времени самолет с 77 пассажирами на борту вылетел из Донецка, где делал промежуточную посадку, и взял курс на Минск. Почти треть салона лайнера занимала футбольная команда "Пахтакор", летевшая в Минск на игру с местными динамовцами.



Немногим ранее, в 12 часов 53 минуты, из аэропорта города Воронежа взлетел другой Ту-134А № 65816 Молдавского управления гражданской авиации, выполнявший рейс Челябинск - Воронеж - Кишинев. Этот самолет был загружен более основательно - 88 кресел в пассажирском салоне были заняты, из них 16 - детьми в возрасте до 12 лет.
В тот день в Харьковском центре управления, осуществлявшего контроль полетов лайнеров над территорией Украины, дежурили семь диспетчеров. На сектор контроля неба над Днепродзержинском старший смены Сергеев направил молодого Николая Жуковского, недавно окончившего школу авиадиспетчеров. Контролировать его работу поручил Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь сам Сергеев.
Николай Жуковский произвел все необходимые вычисления. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты. Но истинный интервал составлял менее одной минуты.
В 13 часов 33 минуты Владимир Сумской проверил расчеты молодого коллеги. В это время в небе появился третий самолет - Ил-62, совершавший полет на высоте 9000 м.
Обнаружив ошибку молодого специалиста, Сумской взял управление движением самолетов на себя и приказал в срочном порядке Ил-62 освободить высоту 9000 метров, а белорусскому самолету ее занять. В эту же минуту диспетчер предупредил экипаж, что на пересекающихся курсах идет другой самолет.
Из-за внезапно возникших радиопомех борт Ту-134А команду диспетчера не принял. Вместо этого данный приказ услышал экипаж Ил-62, штурман которого с готовностью отрапортовал: "Понял, занять высоту".
Диспетчер, ожидавший ответа от ташкентского экипажа, не расслышал из-за помех позывные штурмана, посчитав, что принял ответ белорусского Ту-134, и выключил связь.
В 13 часов 35 минут и 38 секунд Ту-134А № 65816 врезался под углом 95 градусов в своего "близнеца" № 65735. Оба самолета шли в облаках, и их пилоты не имели возможности визуально обнаружить друг друга. Сила удара и высота полета лайнеров не оставили людям ни малейшего шанса на спасение.
Спустя еще минуту экипаж самолета Ан-2, выполнявшего регулярный рейс "Черкассы - Донецк", увидел страшную картину: немного правее его курса из облаков вывалились обломки самолета: искореженный хвост, кусок крыла, стойка шасси и люди.
В 14 часов 8 минут из аэропорта "Подгородное" (с. Подгородное, Севастопольская обл., Украина) уже взлетел Ан-2 поисково-спасательной службы. Вскоре его командир доложил, что в районе с. Куриловка (Днепропетровская обл., Украина) разбросаны металлические обломки, а на земле догорают два самолета.
Район катастрофы был немедленно оцеплен милицией и войсками, а через несколько дней государственная комиссия приступила к расследованию причин трагедии.
Через 9 месяцев состоялся суд над виновными. На скамье подсудимых оказались диспетчеры Жуковский и Сумской. Каждого приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Старшего смены Сергеева на суде не было даже в качестве свидетеля.
После этого все диспетчеры Советского Союза прошли инструктаж, а при подготовке новых специалистов до сих пор используется компьютерная программа, имитирующая ситуацию в небе над Днепродзержинском.
После этой авиакатастрофы в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение трех лет (включая чемпионат СССР 1979 года) независимо от результатов "Пахтакор" сохранял место в Высшей лиге советского футбола. Все члены футбольной команды "Пахтакор" были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник.
Чудом спасся главный тренер "Пахтакора" Олег Базилевич, который в последний момент не сел в самолет, а отправился в срочную командировку в Киев.
В честь футболистов, погибших 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском, были названы улицы и спортивные клубы Ташкента.



Согласно заявлению пресс-службы клуба "Пахтакор", в конце 2009 года в с. Куриловка, в небе над которым и произошла авиакатастрофа, будет установлен памятник команде "Пахтакор-79".
Материал подготовлен основе информации РИА Новости и открытых источников

Источники:
1
2
3
4

Tags: память, советская эпоха
Subscribe
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 209
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments