Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Category:

Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсеневке, в Верхних Садовниках. Фрагмент.

Название этого уголка Замоскворечья происходит от слова берсень – крыжовник. В давние времена здесь располагались дворцовые сады, в которых росла любимая русскими людьми ягода – "северный виноград".


Первые документальные свидетельства существования на этом месте Никольского монастыря относятся к XV века. В 1475 году в летописи упоминается "церковь Николы на Песку, зовумая Борисова". Название свидетельствует о принадлежности храма богатому вотчиннику. Остатки обнаруженного белокаменного подклета подтверждают знатность и богатство хозяина древних хором.
Сады на Берсеневке были разведены при великом князе Иоанна Васильевиче III после того, как в 1493 г. страшный пожар, перекинувшийся из-за Москвы реки, уничтожил великокняжеские и митрополичьи дворы и некоторые другие здания. В предупреждение на будущее подобных случаев великий князь в 1495 г. повелел снести постройки за рекою против Кремля и "на тех местах чинити сад". Так громадная территория поменяла свой облик. Ровно два века цвела государевы сады. В 1701 г. они были уничтожены пожаром.


Панорама Замоскворечья с колокольни Ивана Великого. Реконструкция М.П.Кудрявцева. Фрагмент.
В правом верхнем углу - Берсеневка.

На плане Москвы времен Годунова царский сад занимает почти все пространство между Москвою-рекою и нынешним Водоотводным каналом и от Каменного моста до Москворецкого.
Вблизи государева сада поселились садовники, имевшие, в свою очередь, собственные сады и огороды. Возникли три Садовые слободы (Садовники): Верхние Садовники (Берсеневка), Средние Садовники (Балчуг) и Нижние Садовники (от Балчуга до Земляного вала).
Название квартала связывают также с именем боярина Ивана Никитича Берсеня-Беклемишева, выдающегося дипломата и деятеля при Иоанне III и Василии III. Здесь была так называемая Берсенева решетка. Как известно, в 1504 г. указом великого князя Иоанна Васильевича III Москву разделили на охраняемые "от огня и всякого воровства" участки, отделенные друг от друга решетками или воротами с решетчатыми затворами, "так что вечером или ночью никто не мог ни пройти, ни проехать – разве что по знакомству со сторожем", - свидетельствовал очевидец.
Должность объезжего головы каждого из этих участков были почетною и на нее назначались заслуженные бояре. И.Н. Берсень-Беклемишев исполнял при великом князе Иоанне Васильевиче III разные ответственные поручения: был приставом при германском после Делаторе, приехавшем в Москву с миссией от императора Максимилиана (искать руки дочери Иоанна III и союза с Россией против польского короля), назначался послом к Казимиру IV, в 1493-1494 гг. Участвовал в приемах и переговорах с литовскими дипломатами, в 1502 г. вел переговоры с крымским ханом Менгли-Гиреем, был постельничим у Иоанна III. Возможно И.И. Берсеня-Беклемишева и назначали объезжим головой одного из самых близких к Кремлю участков.

С древним Никольским монастырем предание связывает одну из трагических страниц русской истории.

Митрополит Московский и всея Руси св. Филипп (1507-1569) при принятии им в 1566 г. митрополичьего сана, как известно, прямо поставил перед царем Иоанном Васильевичем условием своего согласия отмену опричнины. Св. митрополит не мог равнодушно переносить неистовства опричнины и уже на второй год своего вступления на митрополичью кафедру он, по архипастырскому долгу, счел себя обязанным обратиться к царю Иоанну Грозному с просьбой прекратить кровопролитие.
Свои ходатайства за опальных и обличения ужасов опричнины св. Филипп начал в тайных беседах с царем наедине, но они остались без результата.


Святитель Филипп. Икона с житием (17 в.). Из собрания Музея заповедника Коломенское.

Тогда св. Филипп решился на всенародное обличение. Первое открытое столкновение произошло 22 марта 1568 г. в Успенском соборе. Митрополит обратился к царю с речью, в которой напоминал ему о долге христианина, об ответственности перед судом Божиим за кровопролитие и беззакония. Раздраженный этим, Иоанн Грозный потребовал от митрополита, чтобы он молчал и не прекословил его царской державе.
По летописному известию, митрополит в этот же день "вышел из двора митрополича и жил в монастыре у Николы Старого".


Св.Филипп в заточении. Клеймо с иконы.

Вот как описывает события Н.М. Карамзин, датируя заточение св. Филиппа в Никольский монастырь 9 ноября 1568 г.: "Царь принудил его взять назад утварь святительскую и еще служить Обедню в день Архангела Михаила (8 ноября). Когда же Филипп в полном облачении стоял перед алтарем в храме Успения, явился там боярин Алексей Басманов с толпою вооруженных опричников, держа в руке свиток. Народ изумился. Басманов велел читать бумагу: услышали, что Филипп собором духовенства лишен сана. Воины вступили в алтарь, сорвали с митрополита одежду святительскую, облекли его в бедную ризу, выгнали из церкви метлами и повезли на дровнях в обитель Богоявления. Народ бежал за митрополитом, проливая слезы: Филипп с лицом светлым, с любовию благословлял людей и говорил им: "Молитеся!" На другой день привели его в судную палату, где был сам Иоанн, для выслушания приговора: Филиппу, будто бы уличенному в тяжких винах и в волшебстве, надлежало кончить дни в заключении. Тут он простился с миром, великодушно, умилительно; не укорял судей, но в последний раз молил Иоанна сжалиться на Россиею, не терзать подданных, - вспомнить, как царствовали его предки, как он сам царствовал в юности, ко благу людей и собственному. Государь, не ответствуя ни слова, движением руки предал Филиппа воинам. Дней восемь сидел он в темнице,и узах; был перевезен в обитель Св. Николы Старого, на берегу Москвы-реки; терпел голод и питался молитвою. Между тем Иоанн истреблял знатный род Колычевых: прислал Филиппу отсеченную голову его племянника Ивана Борисовича и велел сказать: "Се твой любимый сродник: не помогли ему твои чары!" Филипп встал, благословил и возвратил принесшему. Опасаясь любви граждан московских ко сверженному митрополиту – слыша, что они с утра до вечера толпятся вокруг обители Никольской, смотрят на келию заключенного и рассказывают друг другу о чудесах его святости – царь велел отвезти страдальца в Тверской монастырь, называемый Отрочим…"


Св.Филипп и Малюта Скуратов. Клеймо с иконы.

Там, 23 декабря 1569 г., во время похода Грозного в Новгород, посланный царем Малюта Скуратов задушил св. Филиппа в его келье "возглавием",т.е. подушкой.


А.Новоскольцев. Убиение митрополита Филиппа Малютой Скуратовым


Фотография с www.sobory.ru


Кросс-пост в moskov_tsarstvo
Tags: Берсеневка, Кудрявцев
Subscribe

promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 208
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments