?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ


Фото нач.1980-х гг.
Владение, на котором в настоящее время находится Петровский пассаж - самый известный пассаж Москвы - с середины 1870-х годов принадлежало И. Г. Фирсанову. Его дочь Вера Фирсанова (Гонецкая) построила здесь "Петровский пассаж" (1903- 1906 гг., арх. С.М.Калугин), в котором разместились многие магазины как с дорогими товарами "поставщиков двора Его Императорского Величества", так и с доступными изделиями "Сергиевского дома трудолюбия". В начале 1920-х годов у входа в пассаж на стене в рамках "революционного плана монументальной пропаганды" было установлено рельефное изображение "Рабочий", выполненное скульптором М.Г.Манизером. Тогда же бывшие торговые помещения пассажа были приспособлены для постоянной промышленной выставки ВСНХ. Здесь также был организован кинотеатр. В начале 1930-х годов находился трест Дирижаблестрой, где одним из консультантов был работавший в СССР итальянский конструктор Умберто Нобиле. Потом в торговых помещениях "Петровского пассажа" открыли филиал ЦУМа.
На третьем этаже долгое время размещались коммунальные квартиры. В них, в частности, переселяли москвичей, потерявших жильё в годы войны от налётов вражеской авиации.


Photobucket
Фото 1928 г. Петровка. Перед Пассажем.

Предлагаю вашему вниманию статью из журнала "Огонёк" 1928 г.:
"Пассаж на большой улице шумит до вечера. Там под стеклянным колпаком движется множество женщин. И останавливаясь и вглянувшись в толпу, вы увидите среди них медленно бредущих от витрины к витрине, из пролета в пролет, очень медленно двигающихся, будто ждущих чего-то, будто пришедших сюда поглядеть, развлечься, встретить знакомых, таких же, как все, женщин в котиковом манто, в каракулевом саке, в беличьей шубке, в пальто коверкот, шевиот, бостон.
У каждого свое счастье. У курсистки-медички, шмыгающей снегами в анатомический театр — свое, у дикарки с перьями на голове и кольцом в носу — свое. Некий офицер-эмигрант, забравшись в недра владений какого-то дикого племени подарил царице десять пустых банок из-под мясных консервов, и потому в честь его были устроены самые пышные празднества. У царицы было высокое счастье овладеть блестящими жестянками, любоваться ими, взвывая от радости.
И если все жизненные устремления женщины в каракулевом саке, или в котиковом манто, или не в саке и не в манто, а в пальто коверкот, шевиот, все ее помыслы, порывы устремляются к чулкам со стрелкой, к душераздирающей красной сумочке, к духам „Убиган" и так далее - все по той же линии, только выше, дороже, недоступней, — то ведь самым высоким счастьем царицы дикарей представляется выеденная жестянка. Суть одна.
Их лица разрисованы ничуть не больше, чем все другие женские лица, которые разрисовываются. Их тонко овевают французские духи. У них целуют руку знакомые, о них "заботятся мужья, их любят родные. Они воспитывают детей, читают романы, ходят к знакомым танцевать фокстрот. Они — „люди своего круга", какого-то крыла, каких-то прослоек тронутой разложением интеллигенции.
Весь смысл жизни для них в дорогом наряде. Им нужно иметь всегда модные боты и модную шляпу, хорошие духи, настоящий заграничный кармин, заграничные чулки, модную шаль, модные туфли, красную сумку, складную серебряную пудреницу фирмы Коти, им нужно посещать институт красоты, блеклые ресницы превращать в жгуче-черные, массировать лицо, делать маникюр, завиваться у парикмахера... им нужно, нужно, нужно...

Photobucket
Фото 1928 г. Перед витриной Пассажа.
Тут физиономия мужика справа - восхитительна!

Они — матери, жены, сестры, и больше того: они -женщины, получившие права и обязанности в общественности, в строительстве, они — гражданки нашей страны.
Но муж получает „только" 300 рублей, но отец кормит семью, и красавице-дочери может с тоской купить две шляпки в год, с усилием — фетровые боты, с горем коверкотовое пальто. А красавица-дочь хочет котик, темный, как ночь тропиков, французский котик, зеленое шелковое платье.
Она прочитала сто переводных романов, до безумия влюблена в Монику Лербье, и вообще она давно „полевела" в своих взглядах па „половой вопрос", как давно „полевели" все знакомые ей женщины, встречающиеся на фокстротах, на всяческих „клоках", вечеринках и просто попойках, где кружится, плачет и хохочет быт нэпманского крыла служилых людей, быт людей, остановившихся в промежутке старого, отмирающего, и нового, нарождающегося.

Photobucket
Фото 1928 г. Это пассаж, но не Петровский... Не могу опознать...

И на каком-нибудь „клоке", на каком-нибудь „чарльстоне", или чорт знает на чем когда дочь хозяев играет что-то модное, вдруг заговорят о какой-то всем здесь знакомой женщине - жене всем знакомого мужа, матери пятилетнего ребенка. И „господин" В модном костюме „маренго", с манерами „воспитанного" человека, заметит небрежно и громко, так, чтобы слышали все - и хозяйка, и молодая дочь, и девочка-подросток, обезумевшая от „томных" танцев:
— Она? Эта... Она стоит только пятнадцать рублей.
Вы думаете, „почтенная мать семейства", хозяйка дома глянет строго на гостя? Вы думаете, дочь ее покраснеет и девочка-подросток отвернется? Нет. Просто рассмеются все. Просто кто-то ответит деловито:
— Дешево все-таки она ценит себя!
„Господин" в костюме „маренго" уже давно внес большую долю своего труда в дело воспитания женщин, ему известных. Он давно доказал своей жене и всем знакомым ее: и этой девочке-подростку, и сестре своей, и многим другим, что головокружительное изящество женщины, ее внешняя красота, ее „тон", ее губы, ее платье, ее маникюр, ее чулки, это - поэзия, выше которой уже нет ничего, это — ритм жизни.
Он ездил когда-то за границу и помнит гризеток, продавщиц цветов Рима, миловидных кельнерш Берлина, остроумных девушек парижских магазинов; он знает, что сотрудницы берлинских банков, контор, трестов, отправляясь на службу, прячут в сумочки вещи, предохраняющие от беременности и сифилиса... И ему все это очень понравилось. Об этой позорной и страшной эксплоатации девушек-тружениц в буржуазных странах он расскажет, как о пределе эмансипации женщины. Он - убожески тупой, откровенно – грязный - проституцию возводит в культ „новых" отношений людей, освобожденных от „предрассудков".
В антракте концерта в Колонном зале я слушал разговор двух женщин. Они сидели в партере на дорогих местах и грустили вслух о том, как невыносимо теперь жить, как все дорого.
Одна из них - молодая женщина, с нежным, красивым лицом - после длинных жалоб проглотила шоколадную конфетку с ромом и совсем обычно сказала: - Поневоле пойдешь... Другая расхохоталась.
Пойти продаваться на улицу, очевидно, для этой нарядной женщины не страшно, не низко.
И женщины типа „куколок", женщины, которые доводят до скамьи подсудимых своих близких, женщины, превратившиеся в общественный мусор, на своих „вечерах" в своем „обществе» торгуют собой, выходят в пассаж, в кафе.
Они медленно бредут от витрины к витрине, они идут из пролета в пролет с лицами благопристойными, строгими, гордыми. И вдруг кто-то из них, проходя мимо вас, шепчет тихо, ласково:
— Я живу недалеко.
Никто этого не заметит… Она будет вынимать зеркальце из светлой сумочки, она невзначай пройдет рядом с вами:
— Тридцать рублей.
Тридцать рублей — две коробки пудры Коти, тридцать рублей — три пары настоящих заграничных чулок, тридцать рублей — фетровые боты, тридцать рублей — модная шляпа... Сейчас же можно купить»
Кто "она? Мать?... Мать - и вечером будет целовать своего ребенка. Кто она - друг, жена, любимая дочь? Нет, только не нужда выгнала ее на улицу. Ее руки выхолены, заграничная косметика, положенная на ее лицо, стоит двух обедов вузовки, одежды ее стоят дороже, чем все взятое домашнее обзаведение средней рабочей семьи.
Как-то на улице меня остановил знакомый писатель. Он возбужденно почти кричал мне:
— Что это такое? Что это за женщины? Ко мне сейчас подошла женщина в котиковой шубе и прошептала:
— Я живу недалеко.
Он не понял сразу, что означало такое обращение. Женщина решила, что он иностранец, и тогда на французском языке, очень изящно и тонко, дала понять о себе.
Я рассказал как мог, что это такой вид проституции, что женщины, которым многое „нужно", от „моды" до „моды", от „нужды" до новой „нужды", между прочим, продают себя.
— Но это же самый страшный вид проституции! - ужаснулся мой собеседник.
Да. Это - самый страшный вид проституции. Как наркозом отравляет и разлагает он все окружающее, ибо эти женщины уже обзавелись своей „идеологией", которая не только оправдывает, но приветствует продажу тела, как нечто естественное, н даже необходимое „в наш практический век".
Да, это - самый страшный вид проституции".
Ник.Погодин.

Не буду комментировать... Хотя так и чешется...


Фото 1950-х гг. Слева Петровский пассаж.


Фото нач.1970-х гг.
promo a_dedushkin апрель 25, 2010 20:47 206
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…

Комментарии

( 48 отмолвили — Слово молвить )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
nikanora
11 янв, 2010 18:52 (UTC)
'Осподи - цыганский табор от Пассажа в такси загружается :)
che_ve
11 янв, 2010 19:06 (UTC)
Однажды Чернышевский увидел из окна своей мансарды, как Лермонтов вскочил на коня и крикнул: "В пассаж!" "Ну и что же?- подумал Чернышевский, - вот, бог даст, революция будет, тогда и я так крикну". И стал репетировать перед зеркалом, повторяя на разные манеры: "В пассаж. В пассажж. В пассажжж. В па-а­ссажжж. В ПАССА-А-А-А-АЖЖЖ!!!" (С)
thomas_rus
11 янв, 2010 19:28 (UTC)
Сейчас внутрь даже зайти не хочется...
a_dedushkin
11 янв, 2010 19:30 (UTC)
Но с Неглинки на Петровку очень удобно прогуляться.
(без темы) - rogatkina_ezhik - 11 янв, 2010 20:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 12 янв, 2010 05:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rogatkina_ezhik - 12 янв, 2010 09:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - v_andreev - 11 янв, 2010 20:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 12 янв, 2010 05:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - v_andreev - 12 янв, 2010 09:34 (UTC) - Развернуть
z_iguana
11 янв, 2010 19:59 (UTC)
ну достоверный исторический факт проституции в данном контексте относится только к творчеству тов. Ник.Погодина...
a_dedushkin
12 янв, 2010 05:38 (UTC)
Я уж не стал оттаптываться по старику Погодину...:)
catherine_catty
11 янв, 2010 20:07 (UTC)
Спасибо. Очень большое спасибо.
a_dedushkin
12 янв, 2010 05:41 (UTC)
Всегда, пожалуйста!
(без темы) - catherine_catty - 12 янв, 2010 17:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 13 янв, 2010 05:36 (UTC) - Развернуть
il_ducess
11 янв, 2010 20:42 (UTC)
Фото с дамочками - очень хороши!!!
Я так любила там бывать до его реставрации и сильного подорожания:)

Фото с неизвестным пассажем похож на питерский.
a_dedushkin
12 янв, 2010 05:43 (UTC)
Я ещё помню, как бабушка за нитками и пуговицами туда ходила:)

Вот пишут в комментах про питерский тоже... Но, странно. Этот снимок иллюстрирует фельетон Погодина. С чего бы вдруг птерский пассаж ставить - не логично. Может Солодовниковский... Я его интерьеров не видел.
(без темы) - il_ducess - 14 янв, 2010 10:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 14 янв, 2010 11:03 (UTC) - Развернуть
luddik
11 янв, 2010 20:54 (UTC)
Интересно получилось в купе с Погодиным.)))
a_dedushkin
12 янв, 2010 05:44 (UTC)
Вот и хорошо:)
sontucio
11 янв, 2010 21:13 (UTC)
Как всегда приятно почитать.
bruxelloise_ru
11 янв, 2010 21:30 (UTC)
Дамочки какие в шляпах, 1928 году. Интересно получилось.
a_dedushkin
12 янв, 2010 05:45 (UTC)
Шляпки занятные:)
lady_tiana
11 янв, 2010 22:44 (UTC)
После боев
и голодных пыток
отрос на животике солидный жирок.

Жирок заливает щелочки быта
и застывает,
тих и широк.
Люблю Кузнецкий
(простите грешного!),
потом Петровку,
потом Столешников;
по ним
в году
раз сто или двести я
хожу из "Известий"
и в "Известия".
С восторга бросив подсолнухи лузгать,
восторженно подняв бровки,
читает работница:
"Готовые блузки.
Последний крик Петровки".
Не зря и Кузнецкий похож на зарю,-
прижав к замерзшей витрине ноздрю,
две дамы расплылись в стончике:
"Ах, какие фестончики!"
А рядом,
учли обывателью натуру,-
портрет
кого-то безусого;
отбирайте гения
для любого гарнитура,-
все
от Казина до Брюсова.
В магазинах -
ноты для широких масс.
Пойте, рабочие и крестьяне,
последний
сердцещипательный романс
"А сердце-то в партию тянет!" '
В окне гражданин,
устав от ношения
портфелей,
сложивши папки,
жене,
приятной во всех отношениях,
выбирает
"глазки да лапки".
Перед плакатом "Медвежья свадьба"
нэпачка сияет в неге:
- И мне с таким медведем
поспать бы!
Погрызи меня,
душка Эггерт.-
Сияющий дом,
в костюмах,
в белье,-
радуйся,
растратчик и мот.
"Ателье
мод".
На фоне голосов стою,
стою
и философствую.
Свежим ветерочком в республику
вея,
звездой сияя из мрака,
товарищ Гольцман
из "Москвошвея"
обещает
"эпоху фрака".

Но,
от смокингов и фраков оберегая охотников
(не попался на буржуазную удочку!),
восхваляет
комсомолец
товарищ Сотников
толстовку
и брючки "дудочку".

Ну и так далее. :))))

Знаю я -
в жакетах в этих
на Петровке
бабья банда.
Эти
польские жакетки
к нам
провозят
контрабандой.
a_dedushkin
12 янв, 2010 05:46 (UTC)
Хотел, кстати, вставить в пост - потом подумал, что перегружу:) Но очень в тему!
(Удалённый комментарий)
a_dedushkin
12 янв, 2010 05:52 (UTC)
В питерском три этажа, а здесь два. Да и нелогично - фотография иллюстрирует фельетон Погодина...
dkphoto
12 янв, 2010 00:46 (UTC)
Кажется, я там был один раз в феврале 2002 года, когда заблудился в центре и не сразу сообразил, как выйти к "России" - город тогда не знал совершенно. :)
А текст Погодина хорош - четвертью века позже примерно так про стиляг писали. :)
a_dedushkin
12 янв, 2010 05:55 (UTC)
Он сейчас слишком пафосный.
Очень похоже - на злобу дня...:)
mu_mu_ka
12 янв, 2010 07:29 (UTC)
Спасибо за текст.
Ни разу не была там после реставрации. И не знала, что на 3 этаже были коммунальные квартиры. А до какого года, не знаете?
a_dedushkin
12 янв, 2010 07:36 (UTC)
До начала 60-х кажется.
rusfwd
12 янв, 2010 14:21 (UTC)
"Тут физиономия мужика справа - восхитительна!"
не свидетель ли из Фрязино?
a_dedushkin
12 янв, 2010 14:50 (UTC)
не свидетель ли из Фрязино
Что-что?:)
ljournalist_bot
13 янв, 2010 06:43 (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 48 отмолвили — Слово молвить )

Профиль

МКТД
a_dedushkin
Алексей Дедушкин

Календарь

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars