Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Categories:

Нижегородский вокзал и окрестности

Очень интересный снимок. Во всяком случае, это единственный известный мне снимок самого первого Нижегородского вокзала (второго в Москве после Николаевского-Октябрьского-Ленинградского).


Фото 1955-1956 гг. из архива О. Дроздовой.
Судя по всему, владелица архива представлена на снимке.
В советское время это было конторское здание товарной станции Москва-Рогожская.
И процитирую А. Бражникова, который родился в этом районе: "Перед нами центральная часть деревянного здания П-образной формы (с длинной перекладиной и короткими ножками), хорошо видимого на немецких аэроснимках 1942 года. В этом доме располагались кабинеты начальников, секретный отдел, партком и всё, чему положено было находиться в настоящей конторе. Фронтончик вычурной формы, покрытый металлической кровлей с кружевными подзорами, и представительные часы выдают несоветское происхождение корпуса. Вид и расположение здания вполне соответствуют описанию временного вокзала Московско-Нижегородской железной дороги в единственной публикации, посвящённой открытию движения между Москвой и Нижним Новгородом в 1861 году. Журналисты ожидали, что 2-й московский вокзал будет не менее представительным, чем грандиозный Николаевский вокзал на Каланчёвской площади. Но новое здание было именно временным, а перрон был низким, так что дамам забираться в вагон было весьма неудобно. Но нет ничего более постоянного, чем временного! И вокзал функционировал в этом помещении до 1896 года (35 лет!), когда он переведён во вновь построенное здание в Сусальном переулке у Земляного вала. Новый терминал получил название вокзала Курско-Нижегородской и Муромской дорог. Ну а здание временного вокзала продолжало служить верой и правдой до второй половины 20-го века. Когда принято было решение о ликвидации товарной станции, здание вокзала разрушили одним из первых…".


Находился этот вокзал на месте нынешних домов № 10Б по Новорогожской улице - № 9А по Нижегородской улице (см. на карте).

Также можно посмотреть на Нивелирном плане 1888 г.


Кадр немецкой аэрофотосъёмки 1942 г. Красным овалом обозначено конторское здание товарной станции Москва-Рогожская (бывш. Нижегородского вокзала).

Помните, наверное, что именно с этого вокзала отправилась в свой путь до станции Обираловка Анна Каренина.


Фото 1955-1956 гг. из архива О. Дроздовой.
На заднем плане – левое, западное крыло старого вокзала и часть короткого фланкирующего корпуса.

И окрестности:


Фото 1955-1956 гг. из архива О. Дроздовой. Нижегородская улица у ворот товарной станции «Москва-Рогожская». Вид на запад.
И снова (здесь и далее) примечания А. Бражникова: "Видны сами ворота, располагавшиеся на месте нынешнего магазина «Дикси» (дом 9 по Нижегородской улице). Далее бетонный забор простирался до Абельмановской (Покровской) заставы. Тротуар и газон довольно широкие, а вот проезжая часть, как видно, уже современной. На чётной стороне Нижегородской улицы стоят двух- и трёхэтажные дома, построенные после открытия движения на Московско-Нижегородской железной дороге. В них помещались гостиницы и конторы коммерческих фирм. Над головой девочки различимы верхние этажи дома 1/2 на углу Абельмановской улицы и улицы Талалихина. В начале 1950-х годов два дома, стоявшие на указанных улицах (хорошо видны на немецких аэроснимках), соединили в одно здание. Угол повысили для большей выразительности".

Вид на это самое место 10 лет спустя с противоположной стороны Нижегородской улицы:

Фото 1968 г.


Фото 1955-1956 гг. из архива О. Дроздовой. Нижегородская улица вдоль забора товарной станции Москва-Рогожская. Вид на восток. Съёмка примерно от современного дома № 9 стр. 5 по Нижегородской улице.
"Место съёмки можно определить по остановке троллейбуса (16-й маршрут) напротив Воловьей улицы. На чётной стороне Нижегородской улицы строят здание НИИ Радиосвязи. Интересно назначение мощной стальной мачты с наваренной лесенкой из кусков арматуры".


Фото 1955-1956 гг. из архива О. Дроздовой. Конторская улица на товарной станции Москва-Рогожская. Вид на запад.
"Фотография сделана в направлении на Запад с небольшим отклонением к Северу (параллельно Нижегородской улице). Невдалеке видно, что улица перегорожена жилыми домами (примерно по линии Коврова переулка, который был продолжен от Новорогожской улицы до Нижегородской после разрушения станции полвека назад). Девочка стоит приблизительно на том месте, где от Конторской улицы отходил проезд к воротам, выходящим к Нижегородской улице (находились там, где теперь магазин «Дикси»). Хорошо просматривается грунтовое покрытие Конторской улицы. С севера станцию отделяла от Новой деревни (Новой Андроновки) «городская» Новорогожская улица, которая была замощена булыжником, что прекрасно видно на фотографиях начала 1950-х годов серии «Панорама Новорогожской и Рабочей улиц».
Улицы под с именем «Конторская» в путеводителях не было. Территория товарной станции Нижегородской железной дороги в советское время принадлежала сначала наркомату потом МЖД. Когда станцию в начале 1960-х годов ликвидировали, застройка производилась за счёт министерства. Квартиры в новых домах в первую очередь заселяли семьи железнодорожников, в том числе и жители Конторской улицы.
Когда на станции возникла Конторская улица неизвестно. Одна из местных жительниц сообщила, что её родители поселились здесь в начале 30-х годов прошлого века. Кстати, три домика по левой стороне вызывают мысль о типовом строительстве. На сегодняшний день осталось единственное сооружение Конторской улицы. Это училищный дом, построенный в начале 20-го века (теперь это дом 9Б по Нижегородской улице). В нём до революции учился дедушка девочка с фотографии, ставший впоследствии начальником дистанции Москва-Петушки. Пытались разрушить его обычным образом – не удалось. А взрывать оказалось поздно: рядом уже началось строительство новых домов".


Фото 1955-1956 гг. из архива О. Дроздовой.
"За домом с верандой – проезд направо, ведущий к воротам, выходившим на Нижегородскую улицу. Дальше просматривается кирпичная водокачка. Дальше виден училищный трёхэтажный дом с выступом на северном фасаде, сохранившийся до наших дней (ныне дом 9В). Расстояние между водокачкой и этим домом сравнимо с длинной нынешнего дома 9А по Нижегородской улице. Кстати, дом 9А стоит как раз на том месте, где проходила Конторская улица. В доме 9В с начала 20-го века размещались реальное училище железнодорожного ведомства, средняя школа, школа машинистов, вечерняя школа рабочей молодёжи…
Между водокачкой и училищем на немецких аэросъёмках просматривается пустое пространство, вроде площади, которая продолжается влево от Конторской улицы и замыкается длинным конторским зданием, прекрасно различимое на тех же снимков. Оно имеет форму буквы «П» с короткими ножками. Длина его – не меньше 80-ти метров. Возможно, это и есть тот самый временный Нижегородский вокзал, спешно построенный в 1861 году «на обрезе Нижегородского шоссе». На одном из следующих снимков мы увидим фрагменты этого здания".


Фото 1933 г. Угол Рогожского вала и Нижегородской улицы. Вид на восток.


Кадр из киносюжета «Реконструкция Нижегородского шоссе и шоссе Энтузиастов», 1958 г.
"Кадр из сюжета, снятого в 1958 году из дома ½ на углу Абельмановской улицы и улицы Талалихина (построен в начале 1950-х годов). Рогожский вал гораздо уже теперешнего. Интересно, что сохранился ещё забор на углу Нижегородской улицы и Рогожского вала. Раньше он огораживал значительную территорию между Нижегородским шоссе и Новорогожской улицей, на которой находилась товарная станция и мастерские Нижегородской железной дороги. Влево отходит Малая Андроньевская ул. Вдали над линией горизонта возвышаются храмы Андроникова монастыря. Где-то в середине 1960-х годов за зелёным островком появилась пончичная. После уроков в школе 37 мы с ребятами часто с наслаждением наблюдали процесс производства, а потом дегустировали печёный деликатес".


Кадр из киносюжета «Реконструкция Нижегородского шоссе и шоссе Энтузиастов», 1958 г.
"Началась реконструкция кварталов между Нижегородской и Новорогожской улицами.
Прямо перед нами – дом № 1 по Нижегородской улице. Его можно видеть на фотографии 1933 г. за забором, огораживавшим территорию товарной станции и мастерских Нижегородской (Горьковской) железной дороги.
Правее – стройплощадка, на которой скоро построят современный дом № 1А.
За коричневым «ветераном» возвышается дом № 17 и строится дом № 15 по Рогожскому валу.
Правее стройки среди зелени видны две секции гаража на Новорогожской улице (построен, если не изменяет память, в 1949 г.), вокруг которого развернулась в наши дни борьба с гамлетовским подтекстом.
На переднем плане стоит деревянный дом – образчик типичной застройки ближайших улиц. Сегодня на этом месте – всего-навсего угол торгового центра (бывшего ресторана) и маленькая парковка".
Кстати, ресторан "Закарпатские узоры", который как раз и находился здесь (о нём чуть выше упоминает А. Бражников) в мою юность пользовался очень дурной славой.


Кадр из киносюжета «Реконструкция Нижегородского шоссе и шоссе Энтузиастов», 1958 г.
"Деревянный дом с мансардой – № 2 по Нижегородской улице [см. предыдущий кадр - d1]. Напротив него – дом № 1, построенный до 1933 года. За ним строится дом № 15 по Рогожскому валу. Правее него видны две секции гаража послевоенной постройки на Новорогожской улице.
Правую часть кадра занимает дом № 3, готовый к заселению".


Кадр из киносюжета «Реконструкция Нижегородского шоссе и шоссе Энтузиастов», 1958 г
"Перед новым домом № 3 распланирован сквер, а вдоль улицы по обеим сторонам посажены молодые деревья.
Дом № 5 только строится, видны пятиэтажки у Коврова переулка".


Кадр из киносюжета «Реконструкция Нижегородского шоссе и шоссе Энтузиастов», 1958 г.
"У правого края видны детали балкона, с которого велась съёмка.
Хорошо видна застройка между Нижегородской и Большой Калитниковской (Александровской) улицами. Эти здания в основном были построены в 1860–1870-x годах 19-го века после возникновения вокзала Нижегородской железной дороги. На первых этажах в них размещались торговые лавки, на вторых – простенькие номера для приезжих.
Деревянный непрезентабельный вокзал, так поразивший Анну Каренину перед последней поездкой в Обираловку (г. Железнодорожный), был наскоро построен вдоль Коломенского тракта приблизительно между нынешними остановками «Воловья улица» и «Нижегородская, дом № 32».
На нечётной стороне видны коричневого цвета водонапорная башня и станционный дом. Последний, кажется, сохранился под номером 9в.
На правой стороне Нижегородской улицы уже стоит радиоинститут, (когда-то – «почтовый ящик»). Теперь его помещения сдаются в аренду оптом и в розницу [на одном из предыдущих кадров на видели этот институт в процессе строительства. - d1]".


Кадр из киносюжета «Реконструкция Нижегородского шоссе и шоссе Энтузиастов», 1958 г.
"Хорошо видна Большая Калитниковская (Александровская) улица с трамвайными путями, очень симпатичная своей провинциальностью. Да и газончики зеленеют приятно. На фоне неба легко узнать высокий Успенский храм-колокольню и соборную Покровскую церковь старообрядческой Рогожской общины.
Монументальное здание на правой стороне Нижегородской улицы – «закрытый» радиоинститут послевоенной постройки".

И панорамой:

Рассмотреть

А в качестве бонуса:

Фото 1978 г. Грузовой троллейбус на Нижегородской улице (на заднем плане корпуса дома № 7.

И соседние с Нижегородкой Новорогожская и Рабочая улицы:


Рассмотреть
Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг. Панорама Новорогожской-Рабочей улиц на рубеже 1940-1950 годов.
Вид от современного дома № 2 (№ 9/2 по Рогожскому валу) по Новорогожской улице на северо-восток.
"Раньше Новорогожская улица именовалась улицей 9-го Нижнего пути или, по-старинному, Лесным рядом (ещё до постройки Нижегородской железной дороги, здесь, поблизости от Сенной Рогожской площади, торговали дровами и лесоматериалами).
Съёмка со стороны автобазы (постройки 1949 года). Справа – старое здание школы № 455. Теперь перед ним построен новый корпус, и всё вместе называется Центром образования № 1468.
К сожалению, слева от школы склейка «съела» часть изображения, но зато виден тупичок между школой и нынешним дом 5, забавно, что посредине тупичка красуется столб. Судя по следу на торцовой стене 2-этажного дома, справа от него была одноэтажная пристройка".


Рассмотреть
Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг. Панорама Новорогожской-Рабочей улиц на рубеже 1940-1950 годов.
Вид от современного дома № 8 по Новорогожской улице на северо-восток.
"Проскочили Ковров переулок (у Новорогожской улицы он тогда и заканчивался, дальше были пути товарной станции). За левым краем остался сохранившийся дом № 15. Большая часть здания бывшей школы № 460 попал на склейку. Я в ней проработал два года. Из-за грубой склейки крайний блок выглядит ниже, чем на самом деле: большое окно 3-го этажа оказалось на уровне 3-го!
Справа от школы на пустыре типичный туалет типа «сортир на два очка». Теперь на этом месте небольшой скверик, а за ним – здание поликлиники № 4 (Рабочая ул., 34). А пока его не построили, можно видеть вдали дома на нечётной стороне Рабочей улицы. Суровое здание в правой части склейки не сохранилось. Тень в правом нижнем углу отбрасывает глухой забор товарной станции Горьковской (Нижегородской ж. д)".


Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг. Панорама Новорогожской-Рабочей улиц на рубеже 1940-1950 годов.
Вид от западной части современного дома № 14 кор.1 по Новорогожской улице на восток.
"Камера повернула на восток. В результате стал виден забор, огораживающий товарную станцию. По левой стороне Новорогожской улицы красуются лишь один домик да дощатый забор вокруг небольшого пустыря. Сразу за этим забором виден небольшой зелёный массив сквера на стрелке Новорогожской и Рабочей улиц".


Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг. Панорама Новорогожской-Рабочей улиц на рубеже 1940-1950 годов.
Вид от восточной части современного дома № 14 кор.1 по Новорогожской улице на восток.
"Вот и сквер в конце нечётной стороны Новорогожской улицы. Его окаймляет невысокая, но основательная решётка. Этот зелёный островок существует и поныне. Но никакой решётки нет. Наверное, средств у отцов города стало гораздо меньше, чем 60 лет назад. За сквером просматриваются домики, расположенные на Рабочей улице и в многочисленных Рабочих переулках. В одном из них (под № 8) я родился. А в скверике мама меня выгуливала. Тени на булыжной мостовой – от забора и от станционных сооружений.
Возможно, свою тень (вероятно, дальнюю) отбросило и небольшое здание службы дистанции (дом № 44), сохранившееся до сих пор".


Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг. Панорама Новорогожской-Рабочей улиц на рубеже 1940-1950 годов.
Рассмотреть
Вид от восточной части современного дома № 20 по Новорогожской улице на северо-восток.
"Место слияния Новорогожской и Рабочей улиц. Скверик заканчивается срезанной «стрелкой». Рабочая улица влево уходит к Рогожской заставе (застава Ильича). Между каменным и деревянным 2-этажными домами пролегает 8-й Рабочий (Коломенский) переулок, в котором я родился. В середине склейки, по всей вероятности, 9-й Рабочий (Коломенский) переулок. Теперь здесь проходит часть Международной улицы, возникшая после уничтожения старой застройки этого района. Правее – участок, занимаемый сейчас Дворцом детского спорта.
Несколько слов об истории этой местности. Не всем известно, что в XIX-м веке от Рогожской заставы отходила не только знаменитая «Владимирка». На Юго-Восток от заставы образовалась новая ямская слобода, обслуживавшая два направления: 1) на Рязань до Коломны с выездом на Рязанскую дорогу по Ямской-Коломенской улице (теперь Рабочая); 2) на Восток до нынешнего Орехово-Зуева по Ямской-Носовихе.
Последняя дорога в результате прокладки Нижегородской и Рязанской железных дорог в 1860-х годах была разрезана на несколько частей, первая из которых до переименования в Международную называлась просто Носовиха. Ещё один кусок старого тракта известен ныне как Носовихинское шоссе. Интересно, что документально объяснить это колоритное название до сих пор не удалось. Хотя в некоторых публикациях можно встретить ничем не подтверждённые ссылки на существование в старые времена деревеньки Носовиха поблизости от знаменитой Обираловки (г. Железнодорожный), где окончила свои дни Анна Каренина. Кстати вокзал, от которого отправлялся поезд, был тогда на нынешней Нижегородской улице напротив Воловьей ул.
Ямская слобода помещалась как раз между Коломенской и Носовихой. После освобождения крестьян и уничтожения ямской гоньбы вся местность была заселена пришлыми работными людьми. Тогда-то и появилась большая часть домов, попавших на фотосклейки. Между двумя улицами образовалось не менее 17 переулков, которые назывались Коломенскими. На современной карте остался только 1-й Рабочий (Коломенский), идущий вдоль здания Мосгорархива. 2-й Коломенский слился с Ковровым, а 9-й Коломенский превратился в часть Международной улицы".


Фото 1950 г. Предыдущий снимок сделан как раз отсюда.


Рассмотреть
Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг. Панорама Новорогожской-Рабочей улиц на рубеже 1940-1950 годов.
Вид от восточной части современного дома № 28 по Новорогожской улице на северо-восток.
"Надо заметить, что с момента слияния 2-х улиц левая сторона общей магистрали определяется как Рабочая, а правая (чётная) как Новорогожская! Странно, но факт.
На этих кадрах можно видеть, по крайней мере, два Рабочих переулка. В перспективе второго из них видны опоры для подвешивания контактных проводов. Там находятся пути Горьковской и Курской железных дорог. В левой части склейки (как и на предыдущей) можно видеть магазин на первом этаже двухэтажного дома, причём у дверей правой его части толпится народ. На четырёх фотографиях запечатлён мужчина в пальто с мерной 2-метровой линейкой. Съёмки были заказные, очевидно уже готовились материалы для планировки мест массовой застройки".


Рассмотреть
Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг. Панорама Новорогожской-Рабочей улиц на рубеже 1940-1950 годов.
Вид от современного дома № 38 по Новорогожской улице на северо-восток.
"Следующие дома и Рабочие переулки. Чаще проглядывают железнодорожные опоры. Магазинов не видно. Зато под окнами 2-этажного деревянного дома появился первый палисадничек".


Рассмотреть
Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг. Панорама Новорогожской-Рабочей улиц на рубеже 1940-1950 годов.
Вид от современного дома № 42 по Новорогожской улице на северо-восток.
"Железная дорога всё ближе. Справа – интересный деревянный дом с треугольным фронтоном и затейливыми чердачками по углам! Да и размеры приличные".


Рассмотреть
Фото кон.1940-х - нач.1950-х гг. Панорама Новорогожской-Рабочей улиц на рубеже 1940-1950 годов.
Вид от северной части современного дома № 25 по Нижегородской улице на северо-восток.
"Дома стоят сомкнутым строем. Один из них полностью каменный, да ещё и с въездной аркой.
Железная дорога в этом месте немного удаляется от улицы. В правом палисаднике – очевидно, кусты сирени".
Tags: Москва, Нижегородка, Рогожская, вокзалы, воспоминания, дореволюционные фото, железная дорога, скриншоты, советская Москва, советские фото, старая Москва
Subscribe

promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 209
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 137 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →