?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Кузнецкий мост


Реконструкция К.Лопяло (1976 г.) на конец XVIII века.
Кузнецкий мост, река Неглинка, на заднем плане первое здание Большого (Петровского) театра, построенное в 1780 году и сгоревшее в 1805 г., справа - ц. Воскресения Словущего*.

В 1754 году на месте старого деревянного самого большого моста через реку Неглинку выстроили новый, белокаменный, по проекту Д. В. Ухтомского, трёхпролётный, шириной 12 м и длиной 120 м. Мост начинался в нескольких метрах за Петровкой и доходил почти до Рождественки. А название - Кузнецкий от Кузнецкой слободы, возникшей в XV веке возле основанного Великим князем Иваном III Пушечного двора.



Вид на «Кучково поле» с берега р.Неглинной от Кузнецкого моста в XVI в.
Художественная открытка товарищества А. И. Абрикосова.


Кузнецкий мост и ц.Воскресения Словущего*. Реконструкция на 1797 г. (из статьи В.Сорокина "Памятные места Неглинной улицы").

В конце XVIII века Неглинку собирались превратить в городской канал, на Трубной площади устроить пруд, а у Кузнецкого Моста - еще один, с водопадами и статуей Екатерины II. Но так и не собрались. В 1817-1819 годах речку заключили в трубу, мост засыпали.

К. К. Лопяло. 1977
К.К.Лопяло "Кузнецкий мост" (По материалам А. Г. Векслера). 1977. Бум., тушь, акварель.
"...В середине 70-х годов при строительстве нового коллектора для реки Неглинной проводились археологические исследования Кузнецкого моста под руководством А.Г. Векслера. На основании этих исследований и была создана представленная реконструкция..."

***
Посмотрим описание Кузнецкого моста у Н. И. Фальковского:
"В это время [вторая половина XVIII в. - d1] в Москве, кроме Каменного, было 25 мостов. Одним из наиболее интересных был Кузнецкий мост. Он был построен архитектором Дмитрием Ухтомским в 1756 году через речку Неглинную. Вопрос о перестройке возник ещё в 1751 году, в связи с ветхостью старого одноарочного моста.

Он был подтоплен водою пруда Монетного двора, что не давало возможности осмотреть основание моста. Кроме того, сначала предполагалось оставить его в прежнем виде с одной аркой для пропуска воды (рис. 45).


Рисунок 45. Каменный Кузнецкий мост (ЦГАДА).

Однако в целях обеспечения прямого течения воды и большей прочности потребовалось разобрать переднюю стену и сделать её вновь, а также переделать и другую стену. Это вызвало необходимость вырыть рвы до прочного грунта (3).
____________________________________________________________
<...>
3. ЦГАДА. Фонд Правительствующего сената, № 2763, л. 119—120, 1753.

Архитектор Ухтомский сделал проект переустройства моста в виде двух каменных стенок вышиной в 1 1/4 аршина и такой же толщины, на которых устраивались глухие парапеты вышиной в 1 1/4 аршина, толщиной в 1 аршин. Они выкладывались кирпичом и белым камнем, покрывались лещадью, швы гладко замазывались. Между стенками предполагалось насыпать щебня и сделать мостовую с прибавкой нового камня. Для «свободного течения воды сделать каналы» (рис. 46). По смете работа оценена в 713 руб., но подрядчик просил 960 рублей (1).


Рисунок 46. Проект переустройства Кузнецкого моста (ЦГАДА).

Вода всё же была спущена по самый шлюз на 1 аршин 2 вершка, что отразилось на производстве Монетного двора (2). Вместе с тем Ухтомский, придя к заключению о нецелесообразности намеченного решения, сделал проект нового моста на трёх арках и составил смету его на сумму в 19 144 рублей 50 копеек, из них 3 609 рублей 46 копеек за работу каменщикам, плотникам и кузнецам (3) (рис. 47).
_______________________________________________________
1. ЦГАДА. Фонд Правительствующего сената, № 2763, л. 110—111.
2. Там же, л. 121.
3. Там же, л. 123, 129.


Рисунок 47. Кузнецкий мост по проекту архитектора Ухтомского (ЦГАДА).

На новый каменный Кузнецкий мост требовалось свай сосновых длиной 9 аршин, диаметром 4 вершка — 2 190, брёвен длиной 4—14 аршин— 440 штук, белого камня 1 аршин X 8 вершков X 4 1/2 вершка— 52 тысячи, бута — 278 кубических сажени, кирпича — 217 тысяч штук, железа связного — 2 914 пудов, полосового — 232 пуда, щебня — 286 кубических саженей, извести — 4 492 бочки, песку—173 кубических саженей.
Было разрешено на строительство моста взять камень с разваливавшегося строения бывшего Петровского кружала питейного погреба. На время постройки, «чтоб в проезде коммуникацию не пресечь», был сделан в объезд деревянный мост (1).
В 1756 году, когда строительство подходило к концу, Ухтомский решил, что если построить у моста каменные лавки и «отдавать вольным людям в наймы, то со временем оные как себя, так и объявленный Кузнецкий мост окупить и содержать в состоянии» (2).
Поставленный им вопрос о дополнительной постройке лавок с галереей был решен положительно (рис. 48). Это место заняли затем модные магазины.
_________________________________________________________
1. ЦГАДА. Фонд Правительствующего сената, № 2763, л. 127, 131, 140.
2. Там же, № 2980, л. 69 и об., чертежи л. 70—71, 1756".


Рисунок 48. План Кузнецкого моста с галереями по проекту архитектора Ухтомского (ЦГАДА).

По книге Фальковский Н. И. — Москва в истории техники. — М.: Московский рабочий, 1950, Стр.81—97.**

***

К.К. Лопяло "Фрагмент Кузнецкого моста" 1977. Бум., тушь.

Временами Кузнецкий мост раскапывали при строительстве - в 1986-м, в 2003-м. Мост был археологически расчищен, проведены его фиксация и архитектурная консервация. По мнению специалистов, техническое состояние моста допускает его реставрацию. Были планы раскопать его насовсем и устроить или музей под открытым небом, наподобие римских развалин, или построить над ним какой-нибудь полезный комплекс, внутри которого можно было бы увидеть памятник истории. В прессе шли дискуссии, но воз и ныне там.

Из интервью А.Г.Векслера газете «Московской среды» (№10, 19-25 марта 2003 г.)
"- Александр Григорьевич, чем закончились исследования на Кузнецком мосту?
- Их не было, хотя мы и обнаружили целый комплекс хорошо сохранившихся сооружений и коммуникаций старой Москвы. Благодаря усилиям общественности строительные работы были остановлены, началась консервация объекта. Участок огородили, но все решил случай. Однажды в тех местах проезжал тогдашний градоначальник Валерий Сайкин. У него возникли некоторые трудности с объездом, и он приказал завтра же все засыпать и расчистить. Вот и вся история..."

В 2003 году преподавателями и студентами Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна Московского архитектурного института (МАРХИ) была организована акция «Даешь Кузнецкий мост!» и были разработаны проекты его частичного и полного восстановления. Идея воссоздания моста была горячо поддержана видными российскими архитекторами, историками и деятелями культуры. Вопрос о реконструкции Кузнецкого моста выносился на рассмотрение Общественного совета при мэре Москвы.
- Какой может быть туризм, если скрывать такие жемчужины? - спрашивал у собравшихся на заседание общественного градостроительного совета главный археолог Москвы Александр Векслер. - Речь идет не о музее, а о живом, теплом произведении, которое скрывается в каких-нибудь тридцати сантиметрах от асфальта. Его можно вернуть в полноценную городскую жизнь, сделав район Кузнецкого Моста пешеходным. К тому же в последние годы там сделано несколько удивительных археологических находок - например, в котловане ЦУМа нашли церковь Воскресения Словущего и могильную плиту Евдокии Лопухиной, сестры жены Петра I. Настоящее очень быстро уходит, а это - вечное.

Однако восстановить шедевр московского зодчества середины XVIII века на прежнем месте оказалось невозможным. Так или иначе, мост мешал бы движению автотранспорта в одном из самых оживленных мест центра Москвы.

Современный вид на Кузнецкий мост:

Фото 2009 г. М. Небова.

Вид с б. пассажа Попова-Джамгаровых на Кузнецкий мост
Фото 2011 г. В. Царина.

Фундаменты ц. Воскресения Словущего. А. Можаев.
Фото 2003 г.
"...Как ни странно, из этого окна открывается прекрасный вид на Москву XVII столетия. Дело в том, что по соседству начинается строительство нового корпуса ЦУМа, и сейчас на углу Петровки и Кузнецкого Моста работают археологи. С улицы ничего не видно, а отсюда как на ладони открывается раскоп, в котором расчищают остатки древнего храма Воскресения, прекратившего свое существование еще в начале XIX века. Белокаменные стены, идущие параллельно Кузнецкому Мосту, это на самом деле фундамент церкви, а параллельные Петровке кирпичные сохранились от позднего Солодовниковского пассажа. В центре раскопа — расчищенное церковное кладбище, тесно лежащие одна поверх другой деревянные колоды гробов.
В раскопе снуют мудрые археологи. Им-то, конечно, не привыкать, они в жизни и не такого насмотрелись. А я всякий раз поражаюсь — ведь фактически под землей не существует времени! Как что было положено, так себе и лежит по сию пору..." Александр Можаев.
__________________________________________________________
* На берегу реки Неглинной и около моста через реку, издавна находилась церковь Воскресения Словущего. Известна с 1564 г. В 1657 г. была каменная. После пожара и разорения Москвы в 1812 году, она в 1813 году была упразднена и в 1816 г. разобрана. Образ Нила Столбенского и некоторые другие отданы в ц.Бориса и Глеба у Арбатских Ворот. Территория, где некогда находились церковь, древнее уже закрытое кладбище и строения священника и причта с небольшими магазинами и лавочками, площадью 1212 саженей, была в 1821 году продана действительному тайному советнику Д. П. Татищеву, который начал вести на этом месте строительство своего дома .
** За сканирование и размещение в интернете книги Н. И. Фальковского огромное спасибо Дяде Коле. Здесь глава "Мосты" целиком.
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 207
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…

Комментарии

( 78 отмолвили — Слово молвить )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
drug_71
18 июл, 2011 05:03 (UTC)
Неглинка весьма немаленькой рекой смотрится.
a_dedushkin
18 июл, 2011 05:18 (UTC)
Поменьше Яузы, но и не ручей...
enoden
18 июл, 2011 05:51 (UTC)
Ну, ничего, европейская и даже уже американская градостроительная практика уже четко начала указывать на то, что подобные "самые оживленные" и заставленная автомобилями места нужно переделывать в пешеходные зоны, чтобы и там, и вокруг заторов было меньше. Так что еще есть шанс.
a_dedushkin
18 июл, 2011 06:13 (UTC)
Ваши бы устами...
seakonst
18 июл, 2011 06:09 (UTC)
Большое спасибо за такой интересный материал.
Только вот про то, что мост доходил аж до Рождественки - это хто пишет? Дюже сомнительно.
a_dedushkin
18 июл, 2011 06:11 (UTC)
Конечно, не до Рождественки, где-то до пол-горы.
(без темы) - huck_d - 18 июл, 2011 07:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 18 июл, 2011 08:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - huck_d - 18 июл, 2011 08:40 (UTC) - Развернуть
sanjalica
18 июл, 2011 06:33 (UTC)
Спасибо за историческую экскурсию.
<Идея воссоздания моста была горячо поддержана видными российскими архитекторами, историками и деятелями культуры.> -хорошо бы...
huck_d
18 июл, 2011 06:57 (UTC)
Интересно. Спасибо :)
a_dedushkin
18 июл, 2011 07:06 (UTC)
Дык, завсегда!:)
kotenochkin
18 июл, 2011 07:16 (UTC)
Я в 86-м году на него посмотрел - хорошо видно было. Фотографий тех раскопок не осталось?

А вообще дико, конечно - ходим и ездим над могилами. Французы, когда старые кладбища ликвидировали, хоть в катакомбы всё свезли.
a_dedushkin
18 июл, 2011 07:19 (UTC)
Есть, конечно, но у меня нет...

Да, весь центр считай на погостах стоит.
madiken_old
18 июл, 2011 07:16 (UTC)
Даешь Кузнецкий мост!
Это им тачки свои парковать негде, вот они и не хотят улицу сужать. Ща Собянин всех в замкадье выселит, а там глядишь и Кузнецкий мост откопают :)
(без темы) - il_ducess - 18 июл, 2011 14:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - madiken_old - 18 июл, 2011 14:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 18 июл, 2011 15:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 18 июл, 2011 20:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 19 июл, 2011 08:16 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
a_dedushkin
18 июл, 2011 09:05 (UTC)
Дык, завсегда!
sergij_german
18 июл, 2011 08:20 (UTC)
Ну почему у нас всё так, а? (Плакать хочется).
(без темы) - sergij_german - 18 июл, 2011 12:32 (UTC) - Развернуть
il_ducess
18 июл, 2011 08:30 (UTC)
Я очень хорошо помню, как его в последний раз откапывали.
Мы туда часто ходили гулять и смотрели в раскоп.
Его конечно теперь не восстановить, но это так было бы интересно.
a_dedushkin
18 июл, 2011 09:07 (UTC)
А я думал: "Я очень хорошо помню, как его" строили:))
Да, сомнительно, что восстановят...
(без темы) - il_ducess - 18 июл, 2011 10:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergij_german - 18 июл, 2011 12:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 18 июл, 2011 12:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sergij_german - 18 июл, 2011 12:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 18 июл, 2011 12:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 18 июл, 2011 12:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 18 июл, 2011 13:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 18 июл, 2011 13:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 18 июл, 2011 13:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 18 июл, 2011 14:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 18 июл, 2011 20:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 19 июл, 2011 08:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 19 июл, 2011 08:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 19 июл, 2011 08:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 19 июл, 2011 08:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 19 июл, 2011 08:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 19 июл, 2011 08:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 19 июл, 2011 08:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - a_dedushkin - 19 июл, 2011 08:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - il_ducess - 19 июл, 2011 09:02 (UTC) - Развернуть
ulekiva
18 июл, 2011 09:29 (UTC)
ну вот как можно- взять и все засыпать опять?!...
а может, и к лучшему- сохранится что-то для потомков, а то наземные памятники уничтожают с пугающей легкостью.
a_dedushkin
18 июл, 2011 13:13 (UTC)
Может и так...
slipka
18 июл, 2011 11:20 (UTC)
Конечно тот район надо сделать пешеходным! И мост откопать.
К ЦУМу пусть на метро ездят :)
a_dedushkin
18 июл, 2011 13:13 (UTC)
Полностью согласен!:)
7th_master
18 июл, 2011 12:54 (UTC)
Да об чем тут говорить? Давно такую диковинку раскопать и экспонировать надо было бы. Эдакий артефакт!
Тачки шикарные как нибудь доберутся....ну постоят в трафике не час, а полтора, кто считает то?
Спасибо, мон шер за пост-как всегда - очень мило.
a_dedushkin
18 июл, 2011 13:14 (UTC)
Согласен с тобой всецело!
Дык, завсегда!
natalytarn
18 июл, 2011 13:59 (UTC)
Познавательно шопипец.
a_dedushkin
18 июл, 2011 20:29 (UTC)
На здоровьичко!
catherine_catty
18 июл, 2011 17:09 (UTC)
Спасибо.
a_dedushkin
18 июл, 2011 20:29 (UTC)
Всегда, пожалуйста!
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 78 отмолвили — Слово молвить )

Профиль

МКТД
a_dedushkin
Алексей Дедушкин

Календарь

Апрель 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars