?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Московский телеграф

Небольшой копипаст. Но по делу. Хорошая статья о Москве.


Фото 1927-1928 гг.

Оригинал взят у madiken_old в Телеграф
Когда-то участок между Долгоруковским и Газетным переулками принадлежал генерал-фельдмаршалу князю Н.Ю.Трубецкому, долгое время занимавшему пост генерал-прокурора Сената. В 1770 г. его дом был приобретен казной для Межевой канцелярии. Канцелярия руководила межевыми конторами, проверяла и утверждала межевые планы и книги, собирала и хранила в архиве оригиналы всех документов.

Канцелярия просуществовала здесь до 3 октября 1788 г., ровно до того момента, когда Императрица Екатерина II своим указом не повелела отдать "казенный дом, где прежде помещалась межевая канцелярия, Московскому Университету для употребления на его надобности".


К тому моменту университет переживал трудные времена. Новое здание на Моховой строилось медленно, русско-турецкая война не позволяла расходовать большие средства на образование. Университет же разростался, было "негде расположить все принадлежности университетской, как-то: библиотеки, кабинета натуральной истории, физических машин, анатомии, лаборатории, ботанического сада и протчих вещей, находящихся в совершенном неустройстве, наносящим вред оным".

В новополученный дом на Тверской перевели университетскую типографию, словолитню и книжную лавку, которыми руководил знаменитый просветитель и книгоиздатель Н.И.Новиков. Тут же была и одна из первых московских публичных библиотек.

Под нужды университета дом Трубецкого перестраивал М.Ф.Казаков - он выделил угол здания купольной ротондой, отмечавшей поворот улицы в этом месте. Вторая ротонда появилась позже, уже во время существания здесь пансиона, в ней находилась домовая церковь, освященная во имя преподобного Сергия.



Пансион появился здесь в 1791 г. Это был университетский благородный пансион - закрытое учебное заведение для дворянских детей, одно из лучших учебных заведений в России, ставшее центром общественной и литературной жизни Москвы. В нем преподавали крупные ученые Московского университета. В пансионе учились шесть лет. Можно сказать, что это была подготовительная ступень Университета, высокий уровень образования приравнивал его к Царскосельскому лицею, появившемуся чуть позже.
В пансионе воспитывались М.Ю.Лермонтов, Е.А.Баратынский, А.П.Ермолов, А.С.Грибоедов, А.Ф.Вельтман, В Ф.Одоевский, С.П.Шевырев. Ими было организовано "Дружеское литературное общество". "Всякое чтение в Обществе, - по словам М. П. Погодина, - делалось предметом живых споров и суждений у студентов".

В соседний Газетный переулок, выходил небольшой флигель Благородного университетского пансиона, в котором жил директор А. А. Прокопович-Антонский. У него квартировал В. А. Жуковский, который здесь, как утверждают, написал поэму "Людмила". П. А. Вяземский вспоминал, что, возвращаясь "за полночь с какой-нибудь вечеринки или бала" Газетным переулком, он видел свет в окне Жуковского и заезжал к нему на беседу.


Одну из ротонд по Газетному переулку прекрасно видно на этом фото


Однако выпускниками пансиона были и будущие декабристы, видный участник Южного общества Н.С.Бобрищев-Пушкин, члены Союза Благоденствия А.В.Семенов и П.П.Каверин, видный декабрист А.И.Якубович, член Северного общества П.А.Муханов, первый из арестованных декабристов В.Ф.Раевский организовавшие Северное и Южное тайоное общество.
Николаю I такие московские вольности не нравились.
И вот в 1830-м году приехал царь Николай I в Москву, заявился, т.е. пожаловал в Благородный пансион, а там золотыми буквами на мраморной доске выбиты имена тех, кого сам Николай высылал, разжаловал и даже повесил одного (П.Г.Каховского). А просто все они были отличниками-выпусниками того самого пансиона, и пансион ими гордился ничуть не меньше, чем остальными. Осерчал Николай и объявил указ, а по тому указу от 29 марта 1830 г. пансион был преобразован в 1-ю дворянскую гимназию, с муштрой и преподаванием военного дела, и никаких мраморных досок! Но и на этом царь не остановился, вскоре дом был продан, и в нем поместилось множество торговых заведений. Один из воспитанников пансиона, М.А. Дмитриев, так писал о продаже дома:

В те дни, когда добро и знанье
Ценилось выше серебра,
Здесь было место воспитанья,
Был дом науки и добра!..
И вот, проломанные стены
Дверей и крылец кажут ряд!
Тайник святыни воспитанья
Непосвященному открыт
И осквернен рукой стяжанья.
Здесь роскошь некогда разложит,
Прельщая очи, свой товар;
За деньги зрелище, быть может,
Раздует сладострастный жар;
Иль будет там вертеп веселья,
Куда обжорство заманит,
И где народное похмелье
В разгульных песнях загремит.

И вот, через сто лет уже трудно было вообразить, что это было классическое здание Благородного учебного заведения. Родонду было трудно разглядеть из-за рекламных вывесок: "электро-театр", и "мануфактурные товары", и "оружейный магазин", и "готовое платье".





"Перед первой мировой войной весь участок покупает страховое общество "Россия", ломает все здания на нем и начинает строить комплекс из нескольких больших доходных домов. Однако во время войны были устроены лишь подвалы и возведены стены на высоту полутора метров. Художник В.Комарденков вспоминал, что в первые годы советской власти в подвалах ютились беспризорные, проститутки, бандиты, дезертиры. "Как-то раз я зашел... в подвал под телеграфом, - рассказывал художник. - Огромный, с многочисленными переходами и закоулками, он напоминал катакомбы... Закутки подвала оказались обставленными с известным комфортом, попадались золоченные кресла, вазы, ковры, картины. Были сложены даже печи из кирпича, где в никелированной посуде из ресторанов варили обед. Шла игра в карты". (Романюк)


7 ноября 1918 года

С 1922 года начинается телеграфная история этого участка. Сам Центральный Телеграф начинает свою историю с 1 октября 1852 г, тогда в здании вокзала Санкт-Петербургско-Московской (Николаевской) железной дороги на Каланчевской площади начинает действовать первая в Москве «телеграфическая» станция.

Перебравшаяся в Москву советская власть решает отдать телеграфу участок между Долгоруковским и Газетным переулками.
В 1925 году было составлено задание на проектирования здания Центрального телеграфа, включающего радио узел и междугороднюю телефонную станцию. Провели открытый конкурс, в котором участвовали многие известные архитекторы, а затем персонально было заказано еще два проекта, один из них И.И.Рербергу. Выполненный проект хорошо соответствовал всему комплексу функциональных заданий, а также требованием монументальности архитектурного решения.
22 мая 1926 года была совершена церемония закладки здания.
Проект здания Центрального телеграфа был разработан с большой тщательностью. Применением монолитного железобетонного каркаса и вынос всех четырех лестниц за пределы основного здания позволили устроить на разных этажах очень просторный помещения, общая площадь которых составила 40 тысяч кв.м. Срезанные углы главного фасада обусловлены градостроительными возможностями. Благодаря одному из таких срезов здания хорошо "смотрелось" с тогда еще не реконструированной, узкой Тверской улицы.


1928


Срезая острый угол для устройства главного входа, Рерберг выполнил эту часть здания в виде широкой пятигранной башни, возвышающейся на десять метров над остальными фасадами. Башня оборудована вращающимся стеклянным глобусом. На приподнятой над тротуаром площадки перед входом два обелиска из серого гранита, несущие ажурную чугунную консольную раму в виде переплетения дубовых веток для подвески фонарей. В подобной манере выполнены решетки верхнего обрамления башни.

В 1930-е от ступенек Центрального телеграфа открывался замечательный вид на Камергерский переулок...



Для отделки фасадов использованы серый украинский гранит и декоративная штукатурка с включением крошки этого гранита. Автору проекта удалось удовлетворить требования задания: "Выявить при обработке фасадов не только производственной и общественный характер здания телеграфа и радио узла, но и придать ему монументальность, соответствующую городу Москве".
Строительство Центрального телеграфа было завершено в 1927 году.

Ивану Ивановичу Рербергу в 1925 году исполнилось 55 лет - инженер прекрасно зарекомендовавший себя на строительстве Музея Изящных Искусств им. Александра III. Тогда на нем лежало все наблюдение за техническим выполненимем работ, он вел всю отчетную документацию по строительству. Сохранились копия удостоверения, выданному Рербергу и подписанного директором и ученым секретарем музея: "Администрация Музея изящных искусств удостоверяет, что инженер Иван Иванович Рерберг состоял заместителем и помощником строителя этого музея в Москве с 1897 по 1909 годов и в заслугу за его деятельности был награжден званием пожизненного безвозмездного архитектора здания музея".


Большие окна, массивный рустованный цоколь, может быть, оставшийся от доходного дома, сорокадвухметровая угловая башня с декоративной решеткой по рисунку племянника автора проекта, художника И.Ф.Рерберга. (Кстати брат Рерберга, Ф.И.Рерберг - художник, автор нынешнего панно "Националя").


Вот что увидели москвичи, когда здание было построено



Здание стало не только украшением Тверской улицы, но и пространством, на котором советские декораторы соревновались в искусстве развешивания красных флагов и портретов членов Политбюро.


На советских праздниках - это было вот так

1958

Или так



У москвичей была праздничная традиция ходить и смотреть, как украшено здание телеграфа.




В период Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. на телеграфе была организована бесперебойная круглосуточная телеграфная связь руководства страны с тыловыми предприятиями, выпускающими военную продукцию, с местами формирования резервных частей и т.д. Из радиостудии № 4, расположенной в здании «Центрального Телеграфа», на всю страну вел передачи Юрий Левитан.

А после строительства Интуриста на Тверской образовался вот такой эклектичный пейзаж



О Рерберге http://best-shpora.ru/807.php

И в дополнение:
Оригинал взят у romodin в Неосуществленные проекты Москвы (часть IV):

Москва. Проект доходного комплекса страхового общества «Россия» (1915 г., арх Л.Н.Бенуа, О.Р.Мунц).

Я уже писал как-то об одном неосуществленном проекте на Тверской улице. А недавно в журнале Архитектурно-художественного еженедельника Императорского общества архитекторов-художников за 1915 год я обнаружил довольно интересный проект доходного комплекса страхового общества «Россия» в Москве в Газетном переулке.

Я попытался разобраться, что же представляло это место к 1910-м годам. Участок вдоль Тверской, находящийся между Долгоруковским (ныне - Никитским) и Газетным переулками занимала довольно интересная постройка 18 века - бывший Университетский благородный пансион, в котором в начале 20 века размещались меблированные комнаты и торговые лавки:


Здание пансиона.


Здание бывшего пансиона (слева). Открытка нач. 20 века.

В 1914 году общество приобретает этот участок под строительство многофункционального комплекса, состоящего из двух корпусов. Несмотря на возмущения Московского Архитектурного Общества, которое в то время возглавлял архитектор И.П.Машков, старые здания бывшего университетского пансиона были снесены. Вот, что пишет еженедельник Императорского общества архитекторов-художников:

«Страховое Общество «Россия» приступает к постройке большого доходного дома в Москве на месте, выходящим на Тверскую улицу и переулки Долгоруковский и Газетный. Планы здания составлены архитектором Ф.Вознесенским и художником-архитектором В.Ильяшевым:



Обширный участок с целью лучшего его использования перерезан улицей от угла Тверской ул. и Долгоруковского переулка. Образующиеся два острых угла здания ( у въезда в новую улицу) видны издалека с Тверской улицы и вопрос об их обработке симметричной или несимметричной, обсуждался в нескольких заседаниях образованной при Об-ве технической комиссии; при этом комиссия окончательно склонилась к симметричной обработке.

Воспроизводим здесь перспективный эскиз фасадов (въезд в новую улицу) и деталь фасада со стороны Тверской улицы, составленные профессором архитектуры Л.Н.Бенуа и художником-архитектором О.Р.Мунцом...»:





Там же:

«...фасады доходного дома выполнены в стиле модернизированной неоклассики и частично воспроизводят прежний облик университетского пансиона, выстроенного в 18 веке...»

Строительство здания началось в первые годы Первой Мировой. Был сооружен нулевой цикл и отдельные секции первых этажей. Начавшаяся Первая Мировая война нарушила планы страхового общества. Участок с долгостроем простоял до 1920-х годов. Уже в новой советской Москве был организован конкурс на новое здание московского телеграфа, которое должно было занять это место. Победу на конкурсе одержал архитектор И.И.Рерберг, по проекту которого в 1927 году было выстроено здание телеграфа:



см. также:

1. Неосуществленный проект дома акционерного общества Н.К.Фон-Мекк Н.К. на Тверской.

2. Неосуществленный проект доходного дома Э.И.Альбрехта на Петровском бульваре.

3. Неосуществленный проект Московского отделения Сибирского Торгового Банка на Ильинке.



promo a_dedushkin апрель 25, 2010 20:47 206
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…

Комментарии

( 14 отмолвили — Слово молвить )
nataly_kuzmina
6 авг, 2011 18:42 (UTC)
ух ты как интересно......
спасибо Вам за пост!!!
всегда интересно читать о тех местах, в которых довольно часто бываешь и которые "как бы хорошо знаешь"....
a_dedushkin
7 авг, 2011 05:04 (UTC)
Это не мне спасибо, а авторам:)
nataly_kuzmina
7 авг, 2011 07:05 (UTC)
вам спасибо за то, что дали мне возможность прочитать)))))
ну и авторам конечно же!
sontucio
6 авг, 2011 20:52 (UTC)
Аж зачитался )))
il_ducess
6 авг, 2011 21:10 (UTC)
Да, Зинина хромота положительно влияет на ее московедческий потенциал:):)
alexdoomer2009
8 авг, 2011 10:33 (UTC)
очень интересно!
suano1
17 янв, 2012 09:01 (UTC)
Дом Голяшкина
Среди снесённых перед 1-й мировой войной домов на месте здания телеграфа был и гостиничный Дом Голяшкина (ранее - Демидова), в котором любили селиться артисты и приезжие студенты университета. В частности, здесь было первое местожительство в Москве таких знаменитостей как автор эсперанто Л.М. Заменгоф и писатель-москвовед В.А. Гиляровский. Может быть, кто-нибудь расскажет об этом доме подробнее и приведёт фотографии?
a_dedushkin
18 янв, 2012 08:18 (UTC)
Re: Дом Голяшкина
Угол Долгоруковского (Никитского) переулка:

Фото нач. 1900-х г.


Фото 1918 г.

Вид на Газетный переулок:

Фото 1903 г.



suano1
23 янв, 2012 16:53 (UTC)
Дом Голяшкина
Если верить обсуждениям фото http://www.oldmos.ru/photo/view/5332, дом Голяшкина сохранялся до 1941г. Так ли это?
a_dedushkin
23 янв, 2012 19:11 (UTC)
Re: Дом Голяшкина
Судя по всему, да. В начале лета 1941 г. его снесли.
a_dedushkin
23 янв, 2012 19:17 (UTC)
Re: Дом Голяшкина
Только почему Вы его домом Голяшкина называете? Это дом Фальц-Фейна.
suano1
24 янв, 2012 05:10 (UTC)
Re: Дом Голяшкина
Я бы сам хотел узнать больше о доме Голяшкина, но имеющаяся у меня информация довольно разноречива. А.П. Чехов в рассказе "Сапоги в смятку" пишет, что "Жил этот Дырочкин на 7-м этаже дома Голяшкина"... А В.А. Гиляровский в рассказе "Два кружка" сообщает, что "Вторым актёрским пристанищем были номера Голяшкина, потом Фальцвейна, на углу Тверской и Газетного переулка". Разноречие тут в том, что дом Фальц-Фейна не столь велик, как о том пишет Чехов. И вообще, иногда так бывало, что старые названия сохранялись долго после смены владельцев. Хотелось бы и о Голяшкине узнать больше: что за человек, имел ли он ещё и другие владения в Москве.
( 14 отмолвили — Слово молвить )

Профиль

МКТД
a_dedushkin
Алексей Дедушкин

Календарь

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars