Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Categories:

Армения. Марз Лори

Ахтала
Ахтала

В целом марз Лори очень богат прекрасными историческими и архитектурными памятниками. К сожалению, весь день шёл дождь... А я ещё и зеркалку в гостинице забыл, пришлось снимать на мыльницу...
Снимки, конечно, мутноватые. А посему беру не качеством, а количеством. Поклонникам высокого фотоискусства под кат не заходить.


Кобайр
Древний монастырь, расположенный на горе неподалёку от г. Туманян. Возле монастыря находится т. н. пещера царицы Тамары.
2.
Кобайр
Кобайр. Пещера царицы Тамары.
По легенде царица приказала похоронить себя в пещере, в трёх днях пути от места смерти. Направление указано не было. Таким образом, пещера Кобайра - одна из нескольких пещер, претендующих на почётное звание гробницы знаменитой грузинской правительницы.

3.
Кобайр
В пещере царицы Тамары.

4.
Кобайр

5.
Кобайр
Монастырь Кобайр.

Главная церковь была построена в 1171 г. князьями Кюрикянами (ктитор — Мариам, дочь Кюрике II; фрески кон. XII в.). Позже монастырь был куплен Захаридами (Мхаргрдзели). При них в 1279 г. была построена колокольня, выполнявшая впоследствии роль усыпальницы, а также небольшая церковь, расположенная рядом с главным храмом. Западная и часть южной стены с изображениями 11 донаторов (9 мужских фигур, одна женская и одна детская) и Св. Геворком (Георгием). Эти одиннадцать донаторов скорее всего - семейный портрет младшей ветви Захаридов, имевшей большие владения по реке Дебед, над которой стоит Кобайр.

Монастырь сейчас неторопливо реставрируется (скорее ремонтируется), а поэтому нормальные снимки сделать не удалось.
6.
Кобайр

Строительство велось видимо грузинскими мастерами (часть Лори в древности входило в состав Грузии). На стене храма имеются надписи на грузинском языке.
7.
Кобайр

8.
Кобайр
Дверь. Резьба по камню.

9.
Кобайр
Дореволюционное сграффито. И не лень ведь г-ну Лемову было трудиться...

10.
Кобайр

10а.
Кобайр

11.
Кобайр
Интересное надгробие.

12.
Кобайр
Вид от монастыря.

Подниматься к монастырю довольно долго. По дороге можно попить водички.
13.
Кобайр

Прямо под горой, на которой расположен монастырь, проходит линия железной дороги. Рельсы ржавые, вагоны ржавые. Ездят в основном (изредка) грузовые составы. Пассажирским сообщением местные пользуются неохотно. Боятся. Слишком большой износ составов и ж/д линий. Всё ещё советское.
14.
Кобайр

Ахпат
Интереснейшее место!
О возникновении названия Ахпат ходит много легенд. Согласно одной из них - санаинcкий князь пригласил к себе знаменитого мастера для строительства монастыря. Мастер этот пришел в Санаин вместе с сыном. Во время постройке стены между отцом и сыном возник спор. Рассорившись с отцом, сын бросил работу и удалился. По дороге другой князь нанял его для строительства своего монастыря. Когда стены, возводимые сыном, поднялись настолько, что их стало видно из Санаина, рабочие сообщили про это старому мастеру. В выходной день он пришел на стройку к сыну, подошел к недостроенной монастырской стене и долго смотрел на нее изучающе. Все молча ждали оценки старого мастера. Наконец он, толкнув ногой камень в кладке, сказал: «Ах пат!» (добрая стена). Тут отец и сын бросились друг другу в объятия и помирились. А за монастырем осталось название Ахпат.
15.
Ахпат
Монастырь Ахпат Х века с храмами Сурб-Ншан (976–991 гг.), Сурб-Григор (1005 г., перестроена в 1211 г.), ц. Сурб Аствацацин, или Хатунашен (1025 г., перестроена в 1209 г.), колокольня 1245 г.
Строительство начала царица Хосровануйш, супруга Ашота III Багратуни.
В 1996 году включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

16.
Ахпат

17.
Ахпат

18.
Ахпат
Книгохранилище (Матенадаран), середина XI века, перестроено в 1258—1262 гг. Круглые отверстия в полу - кувшины с вином, расположенные под полом. Винные испарения благотворно влияли на микроклимат книгохранилища, способствовали сохранению фолиантов. Ну и монахам-книжникам, конечно, не так скучно было! Сейчас вина там, конечно, нет. Книг, впрочем, тоже.
В 1931 г. из Ахпата в Ереван было привезено лишь 12 манускриптов, прочие считаются утраченными.

19.
Ахпат

20.
Ахпат
На первом плане гробница поэта Саят-Новы.

21.
Ахпат
Гробница Саят-Новы.
По другой версии Саят-Нова погиб и похоронен в Тифлисе (Тбилиси).
"Такими поэтами , как Саят-Нова , может и должен гордиться весь народ; это — великие дары неба, посылаемые не всем и не часто; это — избранники провидения, кладущие благословение на свой век и на свою родину..." Валерий Брюсов.
Саят-Нова (Арутюн Саадян) - (1722—1795) — армянский поэт и музыкант (ашуг), мастер любовной лирики.
Я — на чужбине соловей, а клетка золотая — ты!
Пройдешь, как по ковру царей, лицо мне попирая, ты!
Твои ланиты — роз алей, как образ дивный рая — ты!
Как шаха, я тебя молю, молчишь, не отвечая, ты!

О милая! вошла ты в сад и взорами цветы палишь:
Твои глаза огонь струят, ты силой красоты палишь,
А я своим мученьям рад: сгораю я, а ты палишь...
Никто так стройно не ступал, как ходишь, всех сжигая, ты!

Причти меня к своим рабам! что я твой раб, не скрою я!
Поставь меня к своим вратам: страдать в темнице стою я!
Я жив иль мертв, не знаю сам, но болен лишь тобою я!
Как море, как Араз, мечусь: причина — дорогая, ты!

Ты, с пятнышком лица, мила; кто видел, тот пленен тобой,
Хотя ты мной пренебрегла, но суд произнесен тобой.
Ты отвернулась, отошла, не выслушан мой стон тобой,
Хотя жизнь можешь даровать, как царь повелевая, ты,

Саят-Нова сказал в слезах: «Я слез не лью, пока могу,
Но буду выносить я страх и скорбь свою, пока могу.
Хочу быть славным на пирах, тебя пою, пока могу.
Когда б со мной, саз золотой, вошла на пир, сверкая, ты!».
Перевод К. Липскерова.


22.
Ахпат

23.
Ахпат

Ахтала
Крепость-монастырь основанный в X в. Кюрикидами. После обращения Иванэ Мхаргрдзели в 1205 г. в православие — халкидонитский монастырь (армяне-халкидониты - верующие греко-православных или римско-католической церквей, исповедующие богословие Халкидонского собора). С 1438 года монастырь принадлежал Грузинской православной церкви.
Сохранились фрески начала XIII века.
24.
Ахтала

25.
Ахтала
Главный храм Ахталы.

26.
Ахтала

27.
Ахтала
Руины жилых построек.

28.
Ахтала
Остатки крепостных ворот и башни. На первом плане современный памятник-развлекаловка для новобрачных.

29.
Ахтала
Внутренний вид храма. Фрески нач. XIII в.

30.
Ахтала

31.
Ахтала

32.
Ахтала
Руины резиденции настоятеля.

33.
Ахтала

34.
Ахтала
Вид из монастыря.

35.
Ахтала

Санаин
Монастырь Санаин основан в X в. армянскими священниками, изгнанными из Византии императором Романом I Лакапином. В монастыре располагался чемаран (академия) Григора Магистроса Пахлавуни.
Храмы Сурб-Аствацацин (Богородицы), ок. 934 г.(?); 1025 г., Аменапркич (Всеспасителя) 957—962 гг.(в X в.— кафедральный собор Лорийского царства), Кусанац анапат, нач. XIII в., Сурб-Арутюн, нач. XIII в., Сурб-Карапет; часовни Сурб-Григор (до 1061 г.) и Сурб-Саркис; усыпальница князей Захаридов и Аргутинских-Долгоруких (1189 г.).
Санаин входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
36.
Санаин

37.
Санаин

38.
Санаин

39.
Санаин
Хачкар.

40.
Санаин

41.
Санаин

42.
Санаин
Стена храма.

43.
Санаин
Резьба по камню. Белочка.

44.
Санаин
Змея.

45.
Санаин
Голубки.

46.
Санаин
Современный пулпулак (родник) с белочкой и голубками. Но тут белочка скорее из сказок Пушкина.

47.
Санаин
Ктиторы - цари Кюрике и Смбат с моделью храма в руках. Подобное изображение имеется и в Ахпате.

48.
Санаин
Горы и один очень одинокий микроавтобус с руссо-туристо при подъезде к Санаину.

Одзун
Одзун — одно из старейших поселений Таширского гавара, бывшее, согласно «Армянской Географии», во времена раннего Средневековья столицей гавара (административная единица деления Великой Армении). В окрестных пещерах были найдены рукописные дневники, свидетельствующие о том, что село являлось крупным культурным центром.
Храм бывшего Одзунского монастыря в селе Одзун - купольная базилика VI-VII вв., купол с 8-гранным барабаном на 4 пилонах. Неоднократно перестраивалась. В XIX веке в восточной части церкви были построены две звонницы.
49.
Одзун

50.
Одзун
Очень приятный священник. Кстати, экс-чемпион Армении по самбо. В свой храм влюблён. Прилагает все усилия для реставрации.

51.
Одзун
Довольно загадочный памятник V в. На стелах высечены сцены из истории Григория Просветителя и царя Трдата. Возможно являлся наружным алтарём, установленным в эпоху постоянных войн, для быстрого причащения конных воинов перед битвой - священник поднимался по ступеням и причащал воинов проезжавших с восточной стороны (противоположной на снимке).
Tags: Армения, монастыри, путешествия, фото, храмы
Subscribe
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 209
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →