Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Category:

"Аннушка" и не только


Фото 1946 г. М. Грачёва. "Аннушка". Подъём на Рождественский бульвар. На заднем плане - Петровский бульвар. Фотообъектив "спрессовал" Трубную площадь. Обратите внимание на старую решётку бульвара.
Пожалуй самый легендарный московский трамвайный маршрут.



Фото 1908 г. "Предтеча" "Аннушки" - конка. Здесь приходилось припрягать в конку дополнительных лошадей. Вспомним дядю Гиляя и его рассказ о "фалаторах" (форейторах).


Фото 1912 г. "Аннушка" на Рождественском бульваре.
Одно из самых "проблемных" для московского трамвая мест - подъём на Рождественскую гору. Помимо этого было ещё два таких проблемных подъёма: на Народной (до 1923 года Краснохолмская улица) улице к Таганскому холму (надо помнить, что до строительства нового Краснохолмского моста Народная улица была частью Садового кольца) и на Земляном Валу от Яузы к Курскому вокзалу.


Фото 1910 г. Птичий рыной на Трубе. И две "Аннушки" по обеим сторонам.


Фото 1937 г. из архива Мосгорнаследия. "Аннушка" на Рождественском бульваре.
Воспоминания местного жителя: "А несколько юных недоумков (и ваш покорный слуга в их числе) полив рельсы машинным маслом, резвилась, сидя на стене монастыря и глядя на потуги вагоновожатого преодолеть горку" (если чо - это не мои воспоминания:) ).


Фото 1930-х гг.


Фото 1920-х гг. У Мясницких Ворот. На заднем плане снесённая несколько позже ц. Флора и Лавра. Справа - также снесённый (в нач. 1970-х гг.) квартал на месте современной Тургеневской площади.
Для ориентира: "Мосгорсправка" - это здание Почтамта.


Фото 1932 г. А. Родченко. У Мясницких Ворот.


Фото 1947 г. Петровский бульвар. Не уверен, что "Аннушка", но трамвай несомненно. Трамвайное движение с Петровского бульвара снято в 1963 г.


Фото 1936-1946 гг. Начало Цветного бульвара. За грузовиком виден трамвай. В эти десять лет трамваи ходили по центральной аллее Цветного бульвара. Кстати, в равной степени и по аллее т. н. Неглинного бульвара:

Фото 1936 г.


Фото 1950-х гг. из архива Музея Транспорта города Москвы. "Аннушка" у Мясницких Ворот.


Кадр из документального фильма «Цвет жизни. Начало». 1950-е гг. Трамвай на Цветном.


Фото 1948 г. "Аннушка" на Цветном бульваре.


Фото 1967 г. Трамвайный круг на Трубной площади. В 1967 году маршрут был укорочен до Трубной площади. До этого "Аннушка" сворачивала на Цветной бульвар и через Самотёку уходила на Тверские-Ямские, Грузины и Шмидтовский проезд.
В 1971 году маршрут снова сократили и конечная была перенесена к Чистопрудному бульвару (туда, где и сейчас). Рельсы на Рождественском бульваре сохранялись ещё лет 5. Потом уже были окончательно заасфальтированы.


Кадр из клипа "Оранжевый кот" Л. Филатов - В. Качан. Кинохроника 1967 г.
Трубная площадь. "Аннушка" "выруливает" на разворот.


Фото 1960-х гг. Трубная площадь. Очередное наводнение Неглинки. Вон там на заднем плане "Аннушка" видна.


Фото 1959 г. Ray Degroote. У Мясницких Ворот. На первом плане трамвай маршрута № 15, а за ним "Аннушка".


Фото 1959 г. "Аннушка" пересекает ул. Горького (1-я Тверская-Ямская) и выезжает на Б. Грузинскую (за спиной у фотографа).


Фото 1969 г. С. Пирковского. "Аннушка" в 1-м Зацепском проезде.


Фото 1971 г. Там же.

Там же 20 лет спустя:

Фото 1987 г. А. Шанина. Зацепа.


Фото 1970 г. У Мясницких Ворот. Здесь ещё "Аннушка" не "укорочена". В левой части снимка видна застройка Тургеневской площади, снесённая в 1972 г.


Фото 1970 г. С. Пирковского. "Аннушка" на Покровском бульваре.


Фото 1970 г. С. Пирковского. "Аннушка" на Покровском бульваре.


Фото 1970 г. С. Пирковского. "Аннушка" на Яузском бульваре.


Фото 1970 г. С. Пирковского. "Аннушка" на Яузском бульваре.


Фото 1985 г. А. Шанина. Трамвайный круг у Чистопрудного бульвара.
А здесь можно почитать, почему "Аннушку" московские остряки называли "бульварной проституткой".


Фото 1988 г. В. Валдина. "Аннушка" в Садовниках.


Фото 1930-х гг. Трубная площадь. На первом плане - трамвайные рельсы.
Как писала газета московских транспортников был случай, когда в гору Рождественского бульвара от Трубной площади пошёл битком набитый пассажирами трамвайный поезд: моторный вагон и 2 прицепных. На середине подъёзма раздалось металлическое лязганье... моторный вагон неестественно рванул вперёд, а 2 битком набитых прицепных вагона покатились назад. Пассажиры истошно закричали, самые смелые стали выпрыгивать на ходу. Женщина-кондуктор 1 прицепного вагона быстро среагировала и отпустила стояночный тормоз своего вагона, вагоны замедлили ход, затем она протиснулась сквозь перепуганных пассажиров на заднюю площадку, спрыгнула на мостовую, запрыгнула во 2 прицепной вагон, вновь протиснулась сквозь испуганных пассажиров к стояночному тормозу и отпустила его. Вагоны медленноо сползли в тупик-"уловитель" на Трубной площади. Люди были спасены, никто серьёзно не пострадал, кондуктора наградили.
Похожая ситуация случилась в 1937 году, но с менее весёлым финалом на маршруте "Б". Битком набитый пассажирами трамвайный поезд КМ+С+С вполз по Народной ул. на Таганскую гору, в связи с тем, что на конечной станции "Таганская пл." стояло 2 трамвайных поезда, то вагоновожатый подошедшего состава остановил свой поезд так, что 2 прицепных вагона остались стоять на уклоне Народной улицы. Затянув стояночный тормоз, вагоновожатый ушёл отмечать путевой лист, в нарушение действующих тогда инструкций покинули свои посты кондукторы прицепных вагонов, забыв затянуть стояночные тормоза. Давление в главном тормозном цилиндре моторного вагона немного ослабло и трамвайный поезд, заполненный пассажирами, покатился под уклон. На большой скорости он столкнулся с трамвайным поездом, поднимавшемся в гору, было много пострадавших. Трио: вагоновожатый и 2 кондуктора получили значительные сроки заключения, 3 года получила диспетчер к/ст "Таганская пл." и инженер депо по технике безопастности (за ненадлежащий контроль), слетело и пара голов в трамвайно-троллейбусном управлении.

Кадры кинохроники кон. 1930-х гг. Таганская площадь.
В левом нижнем углу как раз виден трамвай с двумя прицепными вагонами, направляющийся к расположенной сразу за нижним обрезом снимка Народной улице (случай описанный выше произошёл на встречном направлении).


Кадры из киносюжета"Волхонка-ЗИЛ" 1954-1955 гг. Там же. Но трамвай без прицепных вагонов.

Но, пожалуй, самым сложным для трамваев считался подъём на ул. Земляной Вал (ул. Чкалова). Вот он на снимке:

Фото 1959 г. из архива Музея Истории Транспорта Москвы.
"Самая крутая была 97 тысячных на Садовом кольце подъёме от Яузы к Курскому вокзалу (на Рождественском 92 тысячных). Не случайно именно на этом участке Садового трамвай ходил "до последнего" и лишь после проведённой реконструкции 1962-1963 гг., смягчения уклона и строительства новых мостов и эстакад южнее там смогли запустить троллейбус. Но всегда есть "но": 92 и 97 - это значения максимально имеющихся уклонов на данных горках. Среднее значение уклона и там, и там меньше, а по средним значениям Рождественский бульвар может быть и выигрывает у улицы Чкалова. Для детальных расчётов нужен план местности со всеми высотами через каждый метр..."

Фото 1949-1952 гг. Ул. Земляной Вал (ул. Чкалова). Трамвай (слева) только что взобрался на эту гору.
Tags: Москва, воспоминания, дореволюционные фото, советская Москва, советская эпоха, советские фото, старая Москва, трамваи, транспорт
Subscribe
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 209
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →