Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Category:

Московские городские бойни


Фото 1907 г. Шерер.
В документах Канцелярии главнокомандующего в Москве и губернии по гражданской части генерала-фельдмаршала И. П. Салтыкова имеются свидетельства о том, что в 1798 году на землях деревни Грайворон, Ямской и Рогожской слободы происходила концентрация производств по убою скота, его разделке и продаже мяса. Там держал собственные бойни купец Благушин.



Фото 1913 г. П. П. Павлова.

На этих землях селились новые мясники, открывались новые бойни, и со временем здесь образовалось мясное дело городского уровня, которому московские власти придавали большое значение.
Проблема снабжения населения Москвы мясом становится одной из самых серьёзных в XIX веке.


Фото 1913 г. П. П. Павлова.

Генерал-губернатор П. А. Тучков настаивал на передаче всего скотобойного дела в единые руки Городской администрации, в частности, и для обеспечения должного санитарного надзора.
В 1866 году городская дума постановила построить за счет московского бюджета образцовую бойню на 30 тысяч голов. Составили и утвердили проект, купили участок за Серпуховской заставой - дачу купца Канатчикова и землю села Даниловки. В 1869 году была выделена сумма в 120 тысяч рублей. Никто, однако, не ожидал, что дело затянется на долгие годы. Три раза назначались торги - ни один не состоялся.


Фото 1913 г. П. П. Павлова.

Требованиям соответствующей обеспеченности водоснабжением и канализацией больше всех других удовлетворял участок земли между Покровской и Спасской заставами.


Фото 1913 г. П. П. Павлова.

В это же время инженером Гобрехтом был представлен проект создания городской канализации, по которому на Сукином болоте предположены были поля орошения и бассейны для скопления грязных вод зимой.
Важную роль в выборе места новых боен сыграло принятие в 1882 году закона, запрещавшего прогон скота по московским гужевым дорогам и улицам и требовавшего перевозить скот исключительно в вагонах по железной дороге.


Фото 1913 г. Загоны для скота при бойнях.

И в 1885 году вопрос был поставлен вновь - на этот раз со всей решительностью. В результате за Покровской заставой всего через три года, благодаря городскому голове Николаю Алексееву, вырос грандиозный комплекс - не только бойни и скотопригонный двор, но и салотопенный, кожевенный, альбуминовый заводы. В то время они считались лучшими в Европе городскими скотобойнями.


Фото 1913 г. Кровяной и альбуминный завод при бойнях.

20 июля 1886 года состоялась закладка городских боен, а 2 июня 1888-го – освящение.
Смотрителем строительства, а затем и управляющим городских боен был назначен бывший контролер Городской управы Д. Д. Ведеревский.
Сооружение было грандиозным. Бойня включала в себя: более 50 зданий, 3 завода, специальную водокачку, скотопригонную площадку, загонные дворы, железнодорожные пути, поля орошения на Сукином болоте и прочее. Этот маленький городок занимал пространство около 200 десятин и обслуживался персоналом в 1000 человек.


Фото 1913 г. Главный въезд в «боенский городок».

Строительство боен подразумевало использование наиболее современных технологий. Были построены скотопригонный двор и 5 загонных дворов, рельсовый путь, холодильные машины, канализация на собственные поля орошения. Несколько позже было построено здание Мясной биржи.


Фото 1903 г. Здание биржи (изображённое на фотографии) изначально стояло у стрелки Михайловского проезда и Малой Александровской (ныне Малой Калитниковской) улиц. Вход был устроен со стороны Проезда. Несколько позже для биржи построили "постоянное" кирпичное, и более вместительное для торгующих, здание в Сибирском проезде, сохранившееся до сих пор.

В 1913 году на территории боен действовал ресторан, библиотека и единственный в России музей по мясоведению с коллекцией художественных муляжей. Был оборудован театр [? - d1]с лекционным залом на 300 мест и синематограф.


Фото 1913 г. Общий вид боен.

Строительство обошлось казне в сумму около 2,3 миллиона рублей.
Подъездные пути к бойням устроили от Покровской и Спасской застав через деревню Дубровку. Дороги, к ликованию местных жителей, были основательно замощены крепким булыжником и обеспечивали проезд круглый год.
Боенские поля орошения сначала устроили на Сукином болоте вблизи железнодорожной станции «Угрешская» и поначалу никак не оснастили. Лишь в 1912 году здесь была построена станция биологической очистки с непрерывно действующей системой фильтрации.


Фото 1915 г. Корпус Холодильника Московских городских боен в процессе строительства.


Кадр из кинохроники Дзиги Вертова 1922 г.


Кадр из кинохроники Дзиги Вертова 1922 г.


Кадр из кинохроники Дзиги Вертова 1922 г.

Бойни существовали до 1931 года, пока не началось возведение "Микояновского мясокомбината".


Фото 1932 г. Пилон ворот и вид на бывшее здание Мясной биржи (этот бык не сохранился).


Фото нач. 1930-х гг.


Фото 1939 г. Еще одни скульптуры - свиней на воротах Мясокомбината (не сохранились).


Кадр кинохроники 1950-х гг.


Фото 1947 г. Мясокомбинат имени Микояна.


Фото 1953 г. Эти чугунные быки были перевезены на территорию Микояновского мясокомбината в 1930-е из усадьбы Влахернское-Кузьминки. Поставлены во дворе администрации со стороны улицы Талалихина.

Использованы материалы: (1), (2).
Tags: Москва, Павлов, дореволюционные фото, московские бойни, скриншоты, советская Москва, советские фото, старая Москва
Subscribe
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 206
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments