?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

И смех, и грех?

Любопытнейшая запись.
Оригинал взят у koroleni в И смех, и грех?
d1b8e64c171317e2fcd5e8f8fa220e9c.jpg

В Средневековье были чрезвычайно популярны монструозные создания, гибриды людей и зверей, которые украшали поля книг, населяли романские монастыри, привлекая своей чудовищной красотой монструозности. Оттуда, кстати, и ноги Босха растут.
Во Франции антиклерикальная карикатура была традиционна в 19-20 веках, однако корни этого находятся в Средневековье.
Маргиналии - сценки, населяющие поля множества средневековых манускриптов 13-14 столетия. Термин «маргинал» как «что-то лишнее, выбивающееся из общего русла» перекочевал в социологию.
Соединение сакральных сюжетов в центре и профанирующие их, снижающие, а иногда и откровенно пародирующие сценки или фигурки по краям – это характернейшая черта мира маргиналий.

Верующим и детям заходить под кат не рекомендуется!


Рисунок6.jpg
Вот мы видим Благовещение, а на полях творится какое-то безобразие:

Рисунок5.png
В пространстве одного и того же листа сосуществуют два мира, которые, кажется друг с другом никак не связанные: мир церковных истин, если это церковная рукопись с сакральными сюжетами, и «мир художественного бессознательного» (как писали, увлеченные фрейдизмом искусствоведы).
Версии смысла маргиналий таковы:
- Ничего не значащее украшение листа, никак не связанное ни с текстом, ни с «основным» изображением;
- Дидактические или аллегорические образы, представляющие фигуры зла, от которого читателям / зрителям следовало беречься.
- Пространство свободы средневекового мастера, в котором прорываются подавленные эмоции и запретные сюжеты.
- Вторжение в пространство книги «низовой», «народной» культуры с ее «перевернутым миром», гротеском и пародией на «серьезную» культуру верхов.

Рисунок2.jpg

Например, изображение монахини, кормящей обезьяну, отсылает нас к сюжету мадонны, кормящей младенца. Младенец - порождение блуда. Вообще же, обезьяны - одни из частых хозяев полей готических манускриптов. Обезьяна – мир пародии, подражания, дьявол – это обезьяна Бога.

Любуемся на обезьян:
marginalia-enluminure-etrange-moyen-age-13.jpg

10906245_837791836285751_7950792991114197087_n.jpg

921770_515775275154077_1360742863_o.jpg

marginalia-enluminure-etrange-moyen-age-04.jpg

marginalia-enluminure-etrange-moyen-age-15-900x426.jpg

marginalia-enluminure-etrange-moyen-age-16-859x750.jpg

marginalia-enluminure-etrange-moyen-age-29.jpg

marginalia-enluminure-etrange-moyen-age-41-900x563.jpg
Слева, я думаю, обезьяна-монах.

marginalia-enluminure-etrange-moyen-age-47.jpg

tumblr_mjz2w5oO9J1rqxd5ko1_1280.png

Вообще же, т.с. анальная фиксация очень популярна в маргиналиях, а так же обнажение гениталий и сексуальные сцены.

Рисунок1.png

10631288_810649425666659_3039233476576153093_o.jpg

0_10cee1_8ab4e0f1_orig.jpg

965306_532367043494900_1532751165_o.jpg

464280_original.jpg

0_10ceeb_4102ae87_orig.jpg

0_10cee2_a7ded0b0_orig.jpg

Всевозможные испражняющиеся персонажи:
marginalia-enluminure-etrange-moyen-age-12.jpg

large_p178h25dpc1rrc5op9bc1f0a1tc08.jpg

large_p178h25dpc1ksil0vc811trm1nhda.jpg

c13578-59a.jpg

1401608_618657988199138_1379184548_o.jpg

977543_529219213809683_1948345673_o.jpg

93ff3f1dd759b8b7a363adeedf80667c.jpg

Аналогичные изображения мы встречаем не только в пространстве книг, но и в пространстве средневековых храмов и число таких сюжетов, парадирующих нравы духовенства и появляющиеся внутри самого церковного пространства, мы можем найти довольно много.
Есть версия, что фигурки выполняли защитную функцию, служили амулетами. Греховная в другом контексте нагота, здесь оказывается силой, предназначенной, чтобы защитить пространство храма или монастыря от демонических сил.
freaks9.jpg

foto-frayburge-gargulya-eto-interesno-poznavatelno-kartinki_3765839463.jpg

daily_picdump_1100_47.jpg

Среди всех этих антропоморфных и зооморфных существ, довольно большую долю занимают откровенные сексуальные мотивы. Иногда выполнявшие строгую моралистическую функцию, обличавшую грехи плоти, а есть огромное количество примеров, когда этот контекст либо не однозначен, либо его вообще не существует.
Похождения монахини:
Рисунок21.jpg

0_10cede_fc157cdf_orig.jpg

403579_454114854653453_2105127697_n.jpg

483403_452066851524920_1676431065_n.jpg

521498_454404861291119_409540286_n.jpg

Можно встретить совокупляющихся животных:
0_10cee9_59960a50_orig.jpg

0_10ceea_911bd010_orig.jpg

Вот еще безобразия, не отличающиеся особым разнообразием сюжетов:

tumblr_nagw1vdxzr1rqxd5ko1_1280.jpg

marginalia-enluminure-etrange-moyen-age-11.jpg

large_p178h25dpcj1u4nafl2vjb1pv8e.jpg

18274069.jpg

10411102_866097740121827_4114686821651621635_n.jpg

17hcv82qwfbcgjpg.jpg

0_10cee6_a56bd658_orig.jpg

6a00d8341c98c253ef017ee9d54862970d.jpg

Рисунок11.jpg,
Персонаж справа вызывает некоторые ассоциации.

Традиция обличения нравов духовенства через радикальное снижение, через подчеркивание сексуальных мотивов, всевозможных сексуальных безобразий, творящихся в монастырях, для средневековья было чрезвычайно значимо.

Рисунок25.jpg
По митре на голове персонажа можно догадаться, что имеется в виду епископ.

Рисунок26.jpg
Опять обезьяна, теперь в роли епископа.

Рисунок20.jpg
Вот такие странные существа.

Рисунок19.jpg

Рисунок1.jpg

Рисунок18.png

marginalia-enluminure-etrange-moyen-age-25.jpg

7699555250_02f2a7e014_k.jpg

Рисунок8.jpg
Проповедует какой-то улитке.

10644397_876940612370873_2852573426999306059_o.jpg

С одной стороны мы склонны приписывать всем этим мотивам, всем этим гибридам, сексуальным сценкам, монахиням, собирающим фаллосы, какой-то комический характер. Многие из этих фигурок, будучи обличительными, будучи пародийными и действительно обличая нравы духовенства и его недозволенную сексуальность, вовсе не были смешными. И вот этот наш взгляд и взгляд средневековый на то, что является смешным, а что не является и что, главное, является дозволенным в пространстве храма и в пространстве, связанном с сакральными сюжетами изображения, очень разнятся. В 15-17 веках церковь начинает охоту за этими изображениями. То, что в Средневековье было возможно и вполне себе благочестиво, начинает вычищаться, эти фигурки начинают сбивать. В декоре книг 15-16 века – ничего подобного в них представить невозможно. Вводится цензура.
Многие изображения были зарисованы.

Рисунок22.jpg
Здесь у существа в головном уборе, напоминающем митру, замазан фаллос, заканчивающийся рукой с жестом благословения.

Рисунок23.jpg
Тут мы видим пририсованную юбочку.

Рисунок24.png
Очень распространенная типологически аллюзия на содомский грех.

Подобные сексуальные мотивы можно увидеть и в знаках пилигримов.
Знаки пилигримов (Gitterguesse) — отлитые из олова ажурные привески. Эти амулеты паломники брали с собой в свои путешествия. Наряду с геральдическими значками в Англии и Франции XII века впервые начинается массовый выпуск «пилигримных» значков. Церковь налаживает производство оловянных и свинцовых значков, которые паломники носят на шее, порою собирая из них целые колье. Наряду с изображениями святых, встречаются и знаки со сценами коитуса, изображения фаллоса и вульвы. Подобные знаки свидетельствуют о сохраняющейся до-христианской традиции, в частности традиции "исцелительных" вотивов.

pilgrimage6.jpg

0102a05fig25.jpg

0102a05fig20.jpg

23-b0128e21c4.jpg

05340.jpg

22-7a695cdabf.jpg

25-ceff0779f6.jpg

21-44dc54f62c.jpg

18rqqsoyk034ojpg.jpg

Напоследок Шила-на-гиг (англ. Sheela na Gig) — скульптурные изображения обнажённых женщин, растягивающих вульву. Их можно обнаружить на церквях, замках, нормандских башнях и других строениях эпохи Средневековья на территории всей Западной Европы, а также Чехии и Словакии. Однако наибольшее количество Шила-на-гиг находится в Ирландии (более 100) и Британии.
Предполагается, что фигуры Шила-на-гиг призваны отпугивать злых духов аналогично гаргульям. Есть и другие версии предназначения этих изображений.

d-5909c.jpg

PS:
Рисунок2.jpg

В написании поста использована лекция Михаила Майзульса "Ничего святого? (Анти)сакральная пародия в средневековых рукописях." (Я так умно писать не умею).
А также гугл мне в помощь.

promo a_dedushkin апрель 25, 2010 20:47 206
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…

Комментарии

( 17 отмолвили — Слово молвить )
balaschizzz
6 май, 2015 13:30 (UTC)
Экие затейники были эти средневековые художники.
(Удалённый комментарий)
i_delyagin
6 май, 2015 15:44 (UTC)
мизулина, спаси!
a_dedushkin
6 май, 2015 16:19 (UTC)
Молчи! А то ещё Милонов услышит!:))
huck_d
6 май, 2015 17:47 (UTC)
Раньше народ проще был. Потом появилось ханжество.
a_dedushkin
6 май, 2015 17:56 (UTC)
Согласен с тобой. Ханжество - наше всё...
yarowind
6 май, 2015 18:06 (UTC)
Хорошо подборка!:))
Но, гляди, забанят тебя:))
a_dedushkin
6 май, 2015 18:12 (UTC)
Отличная, ага!
Кто забанит??!:)
yarowind
6 май, 2015 18:15 (UTC)
Блюстители нравственности!:)
a_dedushkin
6 май, 2015 18:16 (UTC)
Всё под катом, и даже предупреждение имеется:)
il_ducess
6 май, 2015 21:04 (UTC)
самое смешное. что днем картинки у меня ни за что не хотели открываться.
А вот вечером с полпинка:) Сказки на ночь:)
a_dedushkin
7 май, 2015 07:04 (UTC)
Точно, точно: сказки на ночь!:)))
(Удалённый комментарий)
a_dedushkin
7 май, 2015 07:04 (UTC)
Re: Это ж европейские ценности в молодости!
Шарли пятивековой давности:)
sergij_german
8 май, 2015 14:00 (UTC)
А, там-то одна картинка была, а тут - море!

Да задницы я тебе и в Кельне покажу - в центре, у ратуши и на самой ратуше. Эка невидаль! Фантазии, не более того. А то некоторые, насмотревшись "срамных удов" на греческих вазах, решили, что у них такая жизнь была. Историки этого не подтверждают - фантазии. Вчера только об этом разговор был с одним уважаемым профессором университета в Бонне.
alfred_berzin
8 май, 2015 14:10 (UTC)
Древние тоже любили похулиганить...)
( 17 отмолвили — Слово молвить )

Профиль

МКТД
a_dedushkin
Алексей Дедушкин

Календарь

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars