?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Танкер «Туапсе»

Фига себе... я о таком и не знал..
Фильм «Ч. П. - Чрезвычайное происшествие», снятый "по мотивам" с В. Тихоновым в детстве смотрел. Но не помню уже его толком.
Танкер Туапсе
В 1954 году советский танкер «Туапсе», следовавший в Шанхай, был захвачен военно-морскими силам Чан-Кай-Ши. Впоследствии об этом происшествии был снят фильм «Чрезвычайное происшествие». О том, что случилось на самом деле, стало известно лишь недавно.


После прибытия в порт Одесса танкер «Туапсе» осуществил два рейса в Антарктиду под проводкой ледокола «Слава» после чего был запланирован третий рейс в китайский порт Шанхай.

24 мая 1954 года в порту Констанца была произведена погрузка более десяти тысяч тонн осветительного керосина Т-10 - топлива для реактивных самолетов. По прибытию в Одессу половина команды была заменена, как бы усилена опытными моряками.
Танкер «Туапсе» под командованием капитана В.А.Калинина вышел в море из порта Одесса и взял курс на Босфор.
Шли дни, и никто из команды не знал и даже не догадывался, что вот уже близко, вот уже скоро должно будет случить то из-за чего одни из них вернуться на родину к родным и близким только через мучительно долгие месяцы, другие через годы, а третьи не вернутся никогда.

23 июня 1954 года, когда танкер находился в Южно-Китайском море в 125 милях от острова Тайвань, на рейде показались боевые корабли, с которых световыми сигналами телеграфировали, чтобы судно остановилось, и капитан с судовыми документами прибыл на один из кораблей. Военные суда прикрывали еще два боевых корабля, которые, по данным китайской разведки, имели принадлежность к ВМС США.

Ответа не последовало и с корабля прозвучал выстрел, который прошел мимо судна. Не смея подвергать опасности людей, капитан танкера подчинился приказу, но не мог оставить судно и направил с документами, старшего помощника. Ступив на борт военного корабля, он сразу исчез с верхней палубы. В этот момент экипаж судна понял, что сейчас что-то должно произойти. С трех военных кораблей мгновенно стали спускаться боты, которые устремились к грузовому судну. Достигнув цели, нападавшие начали перелезать через невысокий борт, но капитан танкера не отдавал никаких приказов. Во время захвата никаких попыток обороны со стороны советской команды предпринято не было. Оказавших сопротивление членов команды избили и связали. Китайские моряки проникли на мостик, в машинное отделение и радиорубку, спустили советский флаг и стали сбивать герб СССР. Матросы Анфилов, Зибров и Писанов попытались защитить флаг, но их избили прикладами. В этот момент радист успел передать радио: «Идет захват танкера». В последний момент ответ дал порт Владивостока, но было же поздно.

Советское правительство сразу же предприняло меры по освобождению танкера и его экипажа. 24 июня 1954 года заместитель министра иностранных дел СССР В.А. Зорин пригласил посла США в Москве господина Ч. Болена и вручил ему ноту протеста с содержанием: «Советское правительство считает необходимым заявить Правительству США, что 23 июня 1954 года в 04:00 по местному времени советский танкер «Туапсе» Черноморского морского пароходства, следовавший с грузом осветительного керосина, в открытом море южнее острова Тайвань, был остановлен военным судном типа «миноносец» в точке с координатами 19°55' северной широты и 120°23' восточной долготы, и под угрозой применения оружия капитан судна вынужден был изменить курс и следовать за этим военным кораблем. После получения сообщения от капитана танкера о нападении корабля типа «миноносец» радиосвязь была прервана. Дальнейшая судьба советского судна не известна».
Советское правительство также заявило, что оно не может пройти мимо таких не допустимых действий, и вынуждено будет принять соответствующие меры для обеспечения безопасности плавания советских торговых судов в этом районе. Советское руководство было уверенно, что захват танкера «Туапсе» военным кораблем в водах, контролируемых военно-морским флотом США, мог быть осуществлен только военно-морскими силами США. На эту и последующие ноты администрация США дала формальные и уклончивые ответы.

Команда танкера полагала, что это какое-то недоразумение.
На следующий день танкер «Туапсе» вошел в тайваньский порт Гаосюн. Из танков выкачали груз, а команда сошла на берег.
После прибытия в китайский порт команда танкера была разбита на три группы. Каждый день по одному человеку моряков увозили в неизвестном направлении, что очень сильно подрывало моральных дух советских моряков.
Члены экипажа танкера имели встречу с человеком в одной из резиденций. Этим человеком был Александр Соколов. В период второй мировой войны он служил офицером разведки армии США - в качестве переводчика генерала Эйзенхауэра и генерала Патона. В ЦРУ находился с 1949 года.

Более тринадцати месяцев провел экипаж танкера «Туапсе» в застенках Тайваня, пока 25 августа 1955 года первая партия из 29 человек не была освобождена из плена. Моряки самолетом были доставлены в Москву из Пекина, а судно так и осталось на Тайване. Но кто-то остался, так как не выдержали испытаний и подписавшие прошения в предоставлении убежища. Они вернулись на родину гораздо позже, благодаря советским консулам.

Вернувшись в СССР, молодежь окончила мореходные заведения и пошли по стопам своих отцов и дедов, а некоторые из них уже не могли по состоянию здоровья.

29 человек из команды захваченного танкера «Туапсе» были возвращены в СССР через посольство Франции в 1955 году. 9 моряков были доставлены в США, пятеро из которых позже вернулись в СССР. В 1958 году 4 человека были отправлены в Бразилию. Семеро остались на Тайване, из них трое захотели вернуться в СССР и вернулись в августе 1988 года. Двое умерли на Тайване от болезней и старости. Один покончил с собой. Последний из команды - матрос Лопотюк - в 1988 году получил гражданство Тайваня. Сейчас кто еще жив эти люди простые пенсионеры и большинство из них живут в Одессе.

Так драматично сложилась судьба моряков танкера «Туапсе», и почти такая же история произошла с их судном.

После захвата танкера «Туапсе» командование включило его в состав Китайских военно-морских сил и присвоило ему название «Куайцзи», перекрасив в «шаровый» цвет. Впоследствии он был выведен из состава ВМС и до сих пор находится в тайваньском порту Гаосюн.

Танкер «Туапсе» был построен в Дании на верфи «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене в конце 1953 года и стал вторым судном серии «Апшерон».
Технические данные танкера «Туапсе»:
Дедвейт - 13200 тонн;
Длина - 149,14 м;
Ширина - 19,16 м;
Осадка - 8,36 м;
Главный двигатель - 6ДКР 74/160 мощностью 5530 л. с.;
Скорость хода - 14,5 узла;
Экипаж - 49 человек

Текст по данной статье.

Сразу говорю: факты не проверял, орфографию не правил.
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 206
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…

Комментарии

( 28 отмолвили — Слово молвить )
orion4
12 авг, 2015 15:21 (UTC)
Интересная история,и непонятная,вряд ли кому то так нужен был керосин и судно
a_dedushkin
12 авг, 2015 16:10 (UTC)
Судя по всему, явная проверка на вшивость... О.Александр ниже верно сказал.
orion4
12 авг, 2015 16:11 (UTC)
Да,похоже на правду
a_dedushkin
12 авг, 2015 16:16 (UTC)
Но, вообще очень странное происшествие...
orion4
12 авг, 2015 16:18 (UTC)
Команду сменили почти всю,это тоже странно,значит что то такое ждали
a_dedushkin
12 авг, 2015 17:15 (UTC)
Ну, не знаю...
o_apankratov
12 авг, 2015 15:51 (UTC)
Сталин умер, вот и стали проверять СССР "на вшивость" ...
А вот кстати и то кино со "Штирлицем": http://megogo.net/ru/view/17818-chp-chrezvychaynoe-proisshestvie.html
a_dedushkin
12 авг, 2015 16:09 (UTC)
Вот одно мне непонятно... События-то уже послевоенные, но Штирлиц выглядит моложе, чем в 1945 году... :)
medlenic
12 авг, 2015 16:26 (UTC)
А это его младший брат. Он еще в деревне
Пеньково успел потом накуролесить. Но скрывал, чтто в у Чан Кайши побывал и знаком с тамошним консулом. Вот конспираторы Штирлицы были, да?
a_dedushkin
12 авг, 2015 17:16 (UTC)
Вот конспираторы Штирлицы были, да?
Да, да, да!!!
o_apankratov
12 авг, 2015 16:39 (UTC)
Так его сразу после войны на флот сослали, там и омолодился:



:)
a_dedushkin
12 авг, 2015 17:16 (UTC)
Так вот оно что!...
a_dedushkin
12 авг, 2015 17:36 (UTC)
Большое спасибо!
az_mut
12 авг, 2015 17:34 (UTC)
зх! вот был бы тогда путин у власти , вот бы нахлебались керосина проклятые пендосы....
a_dedushkin
12 авг, 2015 17:39 (UTC)
За такое нахлебаться бы должны были. Но, увы...
beloborodoff
12 авг, 2015 17:44 (UTC)
Я не понял кто и зачем его захватил.
a_dedushkin
12 авг, 2015 17:59 (UTC)
"В 1954 году советский танкер «Туапсе», следовавший в Шанхай, был захвачен военно-морскими силам Чан-Кай-Ши"
Судя по всему, проверка на вшивость.
beloborodoff
12 авг, 2015 18:43 (UTC)
А почему они его захватили и конфисковали ?

Что означает фраза "проверка на вшивость" в данном случае ?
a_dedushkin
12 авг, 2015 19:26 (UTC)
Почему - вопрос явно не ко мне.
А "проверка на вшивость"... Адекватного ответа с нашей стороны, увы, не последовало.
beloborodoff
12 авг, 2015 19:50 (UTC)
То есть вы не знаете зачем они задержали, но знаете, что это была проверка на вшивость ? Интересная логика.
glavsnab
12 авг, 2015 19:38 (UTC)
Не очень понял цели этих действий. Ну, допустим, часть моряков согласилась не возвращаться, что это дает? В СССР об этом все равно не узнают, а на Западе не поймут.
Якобытайваньцы изучали машину танкера, чертежи снимали, фоткали. Это что - чудо техники?
a_dedushkin
12 авг, 2015 19:40 (UTC)
Я тоже не могу понять зачем это всё надо было...
glavsnab
12 авг, 2015 20:32 (UTC)
Пишут, что тогда фактически шла война на море и в воздухе между Тайванем и КНР, а керосин якобы был авиационный. Даже если так, ну конфискуй судно и груз, при чем здесь экипаж, особенно простые матросы? И зачем часть держали на Тайване более 30 лет? Их же содержать надо было.
a_dedushkin
13 авг, 2015 09:42 (UTC)
Вообще странный случай...
pogo_on_air
13 авг, 2015 09:58 (UTC)
Почему странный? Если действительно тогда были сильные контры между Китаем и Тайванем, то все понятно. В Испании вообще торпедами топили транспорты наши.
Одна крупная держава не заинтересована, чтобы другая крупная держава распространяла влияние в зоне ее жизненно-важных интересов.
Для этого надо пресечь поставки ценных грузов, либо максимально затруднить и сорвать ритмичность.
После этого адресант поставок изменяет свою линию поведения относительно ситуации. Все, как обычно.
Моряков же использовали в пропаганде, так как так проще оправдать захват и хороший случай сделать большой резонанс в СМИ, так как попалась большая группа совграждан.
seakonst
13 авг, 2015 15:42 (UTC)
Знал эту историю, но без подробностей. Мутно всё как-то.
bopobyc
13 авг, 2015 17:53 (UTC)
Статья видать из газеты правда советских времен. Ну там "насильно заставили остаться в тайване и подписать беженство", умерли в застенках от старости намекает какбэ об идиотии мышления.
В 50х годах СССР посути объявил тайвань вне закона и стал соратником китая в отношениях к тайваню (грубо говоря китайская позиция была "тайваньнаш!).
США соответственно приняла сторону тайваня.
54й год был годом пика конфронтации между китаем и тайванем и Хрущев выступил с поддержкой китайской агрессии на тайване.

Тайвань посчитал позицию СССР враждебной и когда мимо его границ стал проплывать враждебный корабль, он был арестован.

( 28 отмолвили — Слово молвить )

Профиль

МКТД
a_dedushkin
Алексей Дедушкин

Календарь

Июль 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars