Алексей Дедушкин (a_dedushkin) wrote,
Алексей Дедушкин
a_dedushkin

Category:

Паровичок

31527 По маршруту паровичка. Конечная остановка Петровская академия  -  Петровское-Разумовское 1888 Архив С.Г.Величко-Мартиросяна.jpg
Фото 1888 г. из архива С.Г.Величко-Мартиросяна. Конечная станция парового трамвая ("паровичка") в Петровской сельхозакадемии (нынешняя - Тимирязевка).

Линия парового трамвая (трамвая на паровой тяге) - первого московского «механического» городского транспорта – от Миусской (Бутырской) заставы до Петровской сельхозакадемии была устроена в 1886 г. Бельгийским обществом конно-железных дорог.


Через год была открыта вторая линия - от Калужской заставы до Воробьёвых Гор.

12504 Прибытие парового трамвая на Миусскую заставу. По маршруту паровичка №6 1909.jpg
Фото 1909 г. Прибытие парового трамвая на Бутырскую (Миусскую) заставу.
Вдали кордегардии и колокольня Скорбященского монастыря.

39645 У Миусской заставы. По маршруту паровичка №1 (вариант №2) 1899.jpg
Фото 1899 г. У Миусской (Бутырской) заставы. Уже построенная первая линия электрического трамвай (на снимке именно он) и рельсы линии паровичка.
Вдали - кордегардии и колокольня Скорбященского монастыря.

31467 Большая Бутырская улица близ 2-го Бутырского переулка нач 1900.jpg
Фото 1900 г. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской стрелецкой слободе. На первом плане - рельсы парового трамвая.

31468 По маршруту паровичка. У моста Московско-Виндавской ж-д. дороги и Дмитровского шоссе К. и В. Величко Семейный архив С.Г.Величко.jpg
Фото нач. 1900-х гг. К. и В. Величко из семейного архива С. Г. Величко. У моста Московско-Виндавской ж-д. дороги на Дмитровском шоссе.

41496 По маршруту паровичка. У моста Московско-Виндавской ж-д. дороги и Дмитровского шоссе.jpg
Фото нач. 1900- г. Там же.

12507 Путь к Ивановской улице.  По маршруту паровичка № 8 1898.jpg
Фото 1898 г.
Составы состояли из паровоза и двух классных вагонов (позже – четырёх). Вагоновожатому приходилось не только управлять составом, но и работать кочегаром.

Кондуктором на паровичке некоторое время служил Паустовский. Вот, что он вспоминал об этом: «Все дни и часть ночи проходили в изнурительной работе, всегда на ногах, в скрежете, спешке, и я, так же как и все кондукторы, очень уставал от этого. Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на "паровичок" - паровой трамвай. Он ходил от Савёловского вокзала в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Это была самая лёгкая, а на кондукторском языке - самая "дачная" линия в Москве.

Маленький паровоз, похожий на самовар, был вместе с трубой запрятан в коробку из железа. Он выдавал себя только детским свистом и клубами пара. Паровоз тащил четыре дачных вагона. Они освещались по вечерам свечами, электричества на "паровичке" не было.

Я работал на этой линии осенью. Быстро раздав билеты, я садился на открытой площадке и погружался без всяких мыслей в шелест осени, мчавшейся по сторонам "паровичка". Берёзовые и осиновые рощи хлестали в лицо сыростью перестоявшегося листа.

Потом рощи кончались, и впереди вспыхивал всеми красками увядания великолепный парк академии. Золотое молчание стояло в нём. Громады лип и клёнов, переплетаясь с лимонной бледностью осин, открывались перед глазами, как преддверие пышного и тихого края.
<...>
Я смотрел, как дым из трубы "паровичка" обволакивал желтеющие рощи. По вечерам за ними слабо горело голубоватое зарево Москвы. Видение этих подмосковных рощ вызывало множество мыслей о России, Чехове, Левитане, о свойствах русского духа, о живописной силе, таившейся в народе, его прошлом и будущем, которое должно быть и, конечно, будет совершенно удивительным...»

12509 Паровой трамвай. Петровская линия 1894 М.Шерер.jpg
Фото 1894 г. М. Шерер.

12506 Остановка паровичка _Ивановский проезд_(Петровско-Разумовский проезд) 1904.jpg
Фото 1904 г. Остановка паровичка "Ивановский проезд" (дореволюционный Ивановский проезд ныне - часть улицы Дубки севернее парка Дубки; это не нынешний Ивановский проезд)

На линии паровичка были построены красивые деревянные остановочные павильоны по проекту архитектора Ф. А. Когновицкого. Один из них сохранился до сих пор.
841 Красностуденческий проезд 1951.jpg
Фото 1951 г. Трамвайный павильон "Красностуденческий проезд".
Но это, правда, перестройка 1926 года (архитектор Е. В. Шервинский - архитектор Трамвайтреста) с дополнительными металлическими конструкциями. В центре изначально был киоск мороженного. В середине 20 века павильон частично сгорел, но был восстановлен.

16957 По маршруту паровичка. Мостик на Новом шоссе 1914 Е.Величко.jpg
Фото 1914 г. Е. Величко. Трамвайный мост и пешеходный мостик на Новом шоссе.

100498 По маршруту паровичка. Отбытие состава в Москву 1893 Архив С.Величко - М-Мартиросян.jpg
Фото 1893 г. из архива С. Величко - М. Мартиросяна. На конечной остановке паровичка в Петровской сельхозакадемии (далее - Петровка). Отбытие состава в Москву.

91373 Ферма и станция паровичка кон.19-нач.20.jpg
Фото 1890-х - 1900-х гг. Там же. Слева виден трамвайный павильон.

9037 Конечная станция у Тимирязевской академии 1900.jpg
Фото 1900 г. Конечная станция паровичка на территории Петровки. Городовой хорош! Небось ещё и скубентов строжил!:)

9761 Дубовая улица. Депо паровичка и Ферма (Тимирязевская улица) 1885 К. А. Тимирязев.jpg
Фото 1886 г. К. А. Тимирязева. Справа виден деревянный трамвайный ангар.

318718 Открытка с фото Тимирязевской академии 1915—1922.jpg
Фото кон. 1910-х - нач. 1920-х гг. Хорошо виден тупик паровичка.

31527 По маршруту паровичка. Конечная остановка Петровская академия  -  Петровское-Разумовское 1888 Архив С.Г.Величко-Мартиросяна.jpg
Фото 1888 г. из архива С.Г.Величко-Мартиросяна. Конечная станция парового трамвая в Петровской сельхозакадемии.
В центре снимка, внизу, левее от вагона паровичка виден рычаг стрелки. Разворотного круга на территории Петровки не было. Был разъезд. Это иллюстрирует схема, приведённая ниже.
Деревянная резная остановка несколько раз до 1917 года перестраивалась. В советское время служила парикмахерской, магазином. Позже была снесена.

Схема.jpg
Схема целиком

12510 Проводы паровичка в Петровском-Разумовском. По маршруту паровичка №9 1922 Фортунатов-младший.jpg
Фото 1922 г. Июнь. В центре снимка (с седою бородой), левее кондукторов, стоит знаменитый профессор Алексей Федорович Фортунатов, устроивший со студентами Петровской академии торжественные проводы парового трамвая на покой до депо, и встречу электрического трамвая.
Один из очевидцев этого так вспоминал происходившее: "Проводы паровичка на покой состоялись в летний полдень. Студенты украсили его венками из сосновых лап и цветов, до отказа заполнили все его вагончики и вместе с профессором академии А. Фортунатовым запели сочиненный им еще в 1891 году гимн академии. Затем с песнями и громкими криками проводили паровичок до Бутырской заставы - его конечной остановки в Москве".

На смену паровичку пришёл электрический трамвай.
Нынешний трамвай маршрута № 27 частично идёт по линии паровичка.

Все снимки с сайта pastvu.com
Tags: Москва, Петровское-Разумовское, Тимирязевка, вокзалы, дореволюционные фото, московский общественный транспорт, паровичок, советская Москва, советские фото, старая Москва, трамваи, транспорт
Subscribe
promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 209
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →