?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост


Подвесная электрическая дорога инженера Ипполита Владимировича Романова - ныне хорошо забытое изобретение рубежа 19 и 20 веков. Гатчина. Июнь 1900 года.


Сам принцип подвесной дороги был не нов. Еще в 1820 году в селе Мячково под Москвой была построена « дорога на столбах»: по продольному деревянному брусу, уложенному на опоpax, катались «влекомые лошадьми» вагонетки.

Новые возможности для транспортных средств открыло изобретение устройств для электрической тяги. В 1892 году был пущен трамвай в Киеве, в 1895-м - в Петербурге (по льду через Неву). В России этими вопросами успешно занимались талантливые инженеры Ф.Пироцкий, М.Подобедов, П.Фрезе; другие изобретатели - Вейс, Таль, Романов - работали над разработкой подвесных дорог. В некоторых источниках дорогу Вейса-Таля называют первой построенной в мире, она была экспериментальной и не обеспечивала надежной безопасности.



А вот конструкция Романова оказалась надежной. Первые опыты были проведены Романовым в 1895 году в Одессе. А в 1897 году, в Петербурге, модель была продемонстрирована в VIII отделе Императорского русского технического общества и на выставке судоходства. Демонстрация имела успех, изобретателя поддержало Императорское Русское Техническое общество, и он засел за конструирование настоящей дороги. К весне 1900 года проект был готов и И.В.Романов подал прошение на имя Августейшей хозяйки Гатчины - Императрицы Марии Федоровны прошение о дозволении построить в Гатчине на Дворцовой площади (рядом с источником электроэнергии - дворцовой электростанцией) опытный образец дороги. Чем был вызван выбор им именно Гатчины, можно только предположить: 1) в Электротехнической части Хозяйственного управления Министерства Императорского Двора (МИДв) у него были друзья и, может, даже единомышленники; 2) изобретатель каким-то образом имел связи с братом царя, тогда еще его наследником, человеком разносторонних интересов, Великим Князем Михаилом Александровичем. Возможно, обе эти версии накладываются одна на другую.



В архиве Гатчинского Дворцового управления существует интересный документ - рапорт главного электротехника при МИДв Министру Двора от 9 мая 1900 года. «Доношу Вашему Высокопревосходительству, - говорилось в нем, - что с соизволения Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны, сообщенному мне генерал-адъютантом Князем Барятинским, разрешено электротехнику Ипполиту Романову устроить вблизи электромашинного здания в г. Гатчине им разработанную электрическую железную дорогу и пользоваться электрическим током от Дворцовой электростанции при представлении названного устройства Его Императорскому Высочеству, Великому Князю, наследнику Михаилу Александровичу. Ввиду моего отъезда в заграничную командировку наблюдение за производящимися работами возложено мною на помощника моего инженер-механика Шведа. Полковник А.Миронов»
На следующий день в Гатчинское дворцовое управление был направлен соответствующий документ. Спустя несколько дней начались монтажные работы.



Что представляла собой электрическая монорельсовая железная дорога Романова? Главный элемент дороги - решетчатая путевая балка - была подвешена на «Г»-образных, тоже решетчатых опорах. На балку установили две двухосные ходовые тележки, к которым на пружинных амортизаторах подвесили обыкновенный трамвайный вагон. Тележка была сконструирована так, что охватывала балку с 3-х сторон. На верхней ее площадке закрепили электромотор (мощность 6 квт, ток питания - постоянный, напряжением 100 в), а также ходовые и бегунковые колеса. На боковых поверхностях тележки горизонтально одно над другим были также установлены по два направляющих колеса. Благодаря такой конструкции тележка надежно удерживалась на балке. Скорость тележки не превышала 15 км/час (это было достигнуто путем выбора малого диаметра ходового колеса -12 см), вес вагона составлял 100 пудов (1638 кг), с грузом (балласт) - 200 пудов, высота от земли до днища вагона - 75 см. Питание электромоторов осуществлялось от контактного провода, уложенного на изоляторах на путевой балке; обратным проводом служила сама балка. Испытания дороги начались 29 июня. В целом они были успешными. Вагон двигался плавно, без рывков и толчков. Вдохновленный успехом конструктор вместе с другим, таким же энтузиастом, инженером Кошкиным разработали проекты монорельсовой электрической дороги С-Петербург-Москва и Москва-Нижний Новгород. Предполагалось, что скорость движения может быть доведена до 200 (!?) вёрст в час. Одним из достоинств дороги Романова была дешевизна и скорость постройки (15 вёрст в один день). Но предпринимателей, захотевших реализовать их идею, не нашлось, после чего И.В. Романов вернулся к прежнему своему занятию - конструированию электрических экипажей, которым он увлекался еще с конца 1880-х годов (двухместный электромобиль И.Романова образца 1899 г. изменял скорость движения в девяти градациях - от 1,6 км в час до максимальной в 37,4 км в час).



В январе 1901 года он обратился в СПб-городскую Думу с предложением об организации 10 маршрутов электрического омнибуса" (омнибус - многоместная карета) собственной конструкции. Экспертная комиссия, испытав его электромобиль (так стали называть позже транспортные средства такого типа), сделала заключение о том, что «... омнибусы, построенные по этой (т.е. Романова - Н.В.) схеме, представляются удобными и безопасными для уличного движения и общественного пользования». 27 июня 1901 года Городская Дума дала разрешение Романову организовать 10 маршрутов электрического омнибуса, не выделив, однако, ни копейки и поставив жесткие финансовые условия и сроки. Необходимые средства для постройки 80 омнибусов Романов найти не смог, к тому же против него ополчились конкуренты - извозопромышленники и владельцы конок, и задуманное благое дело заглохло. Не найдя поддержки и у одесского градоначальства, которому Романов предложил свои услуги, изобретатель переключился на конструирование в других областях электротехники.



Проследить судьбу талантливого изобретателя после революции мне не удалось…

Использованы материалы с сайта и журнал "Нива" №30 за 1900 год.
Саму статью из "Нивы" вынужден выложить в таком виде - у меня программа её не считывает (покликайте на неё пару раз - она станет читабельна).

promo a_dedushkin april 25, 2010 20:47 207
Buy for 200 tokens
Давно я хотел написать о Рождественке. Материала много, поэтому разобью на три части. Рождественка – тихая улица в центре Москвы. Неглинный верх. Всё моё детство связано с ней. Здесь я жил, здесь ходил в школу, гулял с друзьями.… Каждый закоулок, каждый двор был нами обследован и изучен.…

Комментарии

borshkovsm
27 янв, 2009 20:29 (UTC)
Оказывается, монорельс изобрели у нас! Изобрели, но не внедрили (эх, бюрократия проклятая!). И подобных случаев немало, к сожалению, когда разработали у нас, а внедрили за границей спустя много лет.
Очень интересная статья, спасибо!
a_dedushkin
27 янв, 2009 21:17 (UTC)
бюрократия проклятая
Да, да... Наше, родное...
Не за что!

Профиль

МКТД
a_dedushkin
Алексей Дедушкин

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн chasethestars